Уже не грузовик, еще не самолет

Большая американская мечта поблекла в глазах мира, а вместе с ней поблек и облик американского автомобиля - с классической компоновкой узлов, роскошного, а главное, большого.
Большая американская мечта поблекла в глазах мира, а вместе с ней поблек и облик американского автомобиля - с классической компоновкой узлов, роскошного, а главное, большого. В обществе, где все завязано на деньгах, для американцев утрата имиджа обернулась огромными финансовыми потерями. И вот уже японский концерн "Тойота" оттеснил американский "Форд" со второй ступени в автомобильной табели о рангах в США и намерен побороться за первенство.

Поражение всегда чему-то учит, даже чужое. Автомобильные фирмы всего мира мучительно ищут, на какую же часть общества сделать ставку в своей модельной политике? Ясно, что это молодежь, в том числе та, которая лишь через 3 - 5 лет заимеет деньги, чтобы купить авто. Какие же предпочтения у тех, кто воспитан на компьютерных играх? Похоже, в поиске ответа на этот вопрос японские автопромышленники также оказались проворнее. В прошлом году "Тойота" заявила о себе небольшим и относительно недорогим автомобилем "Сцион", который предполагалось продавать в специальных автосалонах для молодежи. "Хонда" выступила с городским внедорожником "Элемент". В нынешнем году на автосалоне в Детройте обе фирмы показали продолжение этих версий. Впрочем, эти же фирмы предлагают достойный товар и для тех, кто верит в вечные автомобильные ценности - классические седаны.

Американцев на этом фоне можно только пожалеть, ведь им приходится отвоевывать свой собственный рынок. Насколько удачно? Недавно завершившийся автосалон в Детройте, столице автомобильной Америки, оставляет двойственное впечатление. Конечно, новый "Шевроле-Корвет" - с технической точки зрения, а особенно по цене - может составить конкуренцию новому болиду "Феррари" с кузовом от ателье "Пининфарино", но как быть с изысканностью? Похоже, проблематичность такого состязания понимают и сами американские конструкторы, а потому они вновь настойчиво седлают своего старого конька - предлагают публике огромные по евромеркам седаны "Меркюри-Монтего", "Форд-500". Все это солидно, добротно и... скучно. А попытка "Форда" совместить "два в одном" - скрестить пикап и седан - и вовсе вызывает саркастическую улыбку. И даже огромная для европейца мощь новых американских "семейных" автомобилей - 200, 250, 350 лошадиных сил - не впечатляет.

Как это далеко от вкусов продвинутой молодежи, предпочитающей костюму-тройке мешковатые штаны с огромными карманами. Понятно, что в тон им нужен не седан, а кроссовер. Это такой многофункциональный автомобиль, сочетающий черты внедорожника и спортивного купе, и даже семейного авто. Немецкая инжиниринговая фирма "ЕDAG" как-то показала, к чему может привести логическое завершение этой идеи. Типичный спорткар с большими колесами, мускулистыми обводами кузова и малыми свесами оказался снабженным... спальными местами. А роль багажника исполняют съемные ящики по бокам автомобиля. Кич, конечно. Такой в серию никогда не пойдет. Но что-то в этом есть. И оно уже воплощается в серийные японские автомобили.

Однако компания "Форд" свой кроссовер на базе "Мондео" среднего класса собирается выдать лишь в 2007 году. У японцев опять есть время, чтобы перехватить рынок. И они уже делают это, умело используя экологические взгляды молодежи. Та же "Тойота" показала в Детройте новый гибридный внедорожник с бензино-электрическим двигателем, значительно меньше обычного загрязняющим атмосферу. Посмотрим, чем ответят американцы. Очередной автосалон в США откроется в Чикаго уже в ближайшее время. Но информация о намечаемых премьерах, которая просочилась в СМИ, не внушает оптимизма. Это вновь будут лишь косметически обновленные седаны, пикапы и вездеходы, столь традиционные по сути, что автоконцерны еще до начала шоу не считают нужным скрывать их от фотокамер. Напомним, что их предшественники встали на конвейер лет 15 назад...

Впрочем, похоронные венки по американскому автопрому заказывать рано. Подешевевший доллар оказался для него весьма кстати. Ну где в Европе вы купите за 20 - 25 тысяч "баксов" столько лошадиных сил, приятных мелочей, претендующих на роскошь, а главное, столько места в салоне и багажнике? Именно в этом ценовом диапазоне будет стоить, например, важнейшая для "Крайслера" премьера детройтского автосалона - заднеприводной седан 300С.

Однако все это - товар для внутреннего потребления. Старый Свет его не очень-то ценит: американские автомобили занимают менее 1 процента в общем объеме продаж на континенте. Зато Россия для "Дженерал моторс" и американского "Форда" просто Клондайк. Очевидно, сказывается родственность душ состоятельных людей по обе стороны Берингова пролива, а также примерное равенство цен на бензин. И в США, и в России он значительно дешевле, чем в Европе. Так что покупателей не смущает ни 15 - 20-литровый расход горючего, ни даже то, что за транспортировку автомобиля через океан приходится выкладывать до 4 тысяч долларов и больше, не считая весьма солидных в России таможенных пошлин. Причем в последнее время заказывают не только огромные американские внедорожники, которые действительно хороши, но и мощные спортивные машины вроде "Додж-Вайпер", которые в 2 - 3 раза дешевле аналогичных европейских "Порше" или "Феррари".

Белорусские автомобилисты в этом смысле ближе по ментальности к европейцам. Хотя большие и шикарные американские авто можно уже приобрести у местных дилеров, их товар, за исключением внедорожников, относительно редко появляется в дорожном потоке. Так что вряд ли мы вскоре увидим американские новинки, блиставшие лаком в Детройте. Более того, по-прежнему вопрос, будут ли они успешно раскупаться на родине? Однако, повторюсь, ошибки учат. Возможно, дорожающая нефть надоумит американских домохозяек, что ездить в ближайший супермаркет вполне можно и на малолитражке. И европейский "Форд-Фокус", наделавший пару лет назад немало шума на европейском рынке, станет американцем не только по названию фирмы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter