Уж в школу невтерпеж?

1 сентября, гордо размахивая ранцем, соседский Сережка бежал вприпрыжку в первый раз в нулевой класс.
1 сентября, гордо размахивая ранцем, соседский Сережка бежал вприпрыжку в первый раз в нулевой класс. А уже через месяц его мама с унылым видом сообщила: "Беда с этой школой. Что ни утро, то скандал: "Надоели уроки", - хнычет сын. Учительница вечно Сережу ругает: мол, больше 10 минут спокойно на занятиях высидеть не может, начинает вертеться, болтать с одноклассниками. Мы думали, чем раньше за парту сядет, тем быстрее в учебу втянется. Теперь видим: надо было годик подождать..." Некоторые родители шестилеток и вправду убеждены: чем раньше, тем лучше, нечего терять год, пусть чадо набирается ума-разума. Другие в раздумьях: не рановато ли? Третьи вообще переживаниями по этому поводу себя не обременяют.

Почему не горит огонь

Авторы образовательных новшеств отстаивают свою позицию с энтузиазмом: реформа нужна, чтобы разгрузить школьную программу, а заодно спасти детей от близорукости, сколиозов, нервного переутомления и гастритов. И обещают, что будет, как в Европе. Сомнительно, однако. Совсем недавно российские ученые сравнили отечественный учебник физики с британским и американским. И что бы вы думали? Российскому школьнику предлагается усвоить в два раза больше материала, чем англичанину, и в четыре раза больше, чем американцу. Как известно, содержание белорусских учебников еще сложнее. Недаром над иными школьными задачками даже кандидаты наук ломают голову. Причем год от года мало что меняется.

Несмотря на относительную "разгруженность" европейских школьников, результаты исследований тамошних психологов заставляют задуматься о многом: в 6 лет не готовы к школе приблизительно 51 процент детей, в 6,5 - 32 процента, а в 7 лет - 12 процентов. Беларусь в этом смысле, разумеется, не исключение. А развитие наших сельских шестилеток и подавно "тянет" всего на 4,5 - 5 лет. Куда таким за парту?

Традиционно нашу школу принято считать репродуктивной: учитель объяснил - ребенок обязан ответить. Для шестилеток такая схема не подходит. Выражаясь языком психологов, преподавание в подготовительном классе должно быть не обучающим, а развивающим, к тому же уроки нужно проводить в форме игры. Иначе их вообще проводить бессмысленно. Если отнестись к шестилетнему ученику, как к обычному первокласснику, детская непосредственность и любознательность в нем могут исчезнуть навсегда: жесткая установка "слушай и запоминай" убьет интерес к учебе даже в самом способном ребенке. Еще Сухомлинский подметил: "Первые три месяца в школе у ребенка глаза горят, а потом гаснут". И чтобы "огонь не погас", первому учителю нужно немало постараться. А готов ли к этому педагог? Как правило, к "подготовишкам" приходит учитель, только что выпустивший третий класс. Перестроиться с девятилеток на шестилеток - задача не из легких. Без творческого подхода тут ничего не получится. А ведь очень многое зависит от учителя. Не зря говорят: отдавая ребенка в подготовительный класс, выбирайте не школу, а педагога. Однако готовность самого ученика к предстоящим "образовательным" испытаниям значит не меньше.

Чем же шестилетний школьник отличается от семилетнего? Семилетки, считают психологи, хорошо понимают значение слова "надо" и умеют сказать себе: это сделать необходимо, а следовательно, как говорят специалисты, в состоянии выполнять социальную роль ученика. У шестилеток все иначе. Вчерашним детсадовцам, не успевшим еще отвыкнуть от привычных занятий, тяжело долгие 45 минут выводить палочки и крючки в тетрадке или складывать слоги в слова. В общем, нет ничего странного в том, что им в тягость неотрывно следить за указкой учителя: ведь так хочется повозиться с любимой игрушкой или потузить соседа. Если семилетки стеснительны и осторожны, шестилетки более импульсивны: учитель задал вопрос - отвечать хотят все и одновременно. И очень обижаются, если не получают такой возможности.

Шесть лет: всегда готов?

Родители "подготовишек" часто жалуются: ребенок, будучи дошкольником, прекрасно рисовал, любил заучивать наизусть стихи, постоянно что-то сочинял и выдумывал, а сев за парту, сделался вялым и скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. В чем дело? Хоть и не хочется папам и мамам это признавать, но в интеллекте, полагает начальник отдела прикладной педагогической психологии Академии последипломного образования Елена Осипова, механическое запоминание - не признак способности мыслить логически, без чего за парту рано. В данном случае важно не зазубрить "В лесу родилась елочка...", а суметь рассказать про лесную красавицу своими словами. То же самое касается и болтливости, которую родители обычно принимают за дар мыслителя. Ребенок в шесть лет во всем стремится подражать папе с мамой. Так вот, если взрослые без конца обсуждают, к примеру, перспективу летнего отдыха, то и чадо вслед за ними без запинки изложит семейные планы, а сможет ли придумать собственный маршрут предстоящего путешествия - это еще вопрос. Самый простой тест "на логику" - задание объединить предметы со сходными признаками. По принципу: "платья и костюмы - это одежда, босоножки и туфли - обувь и т.д.". Если, по мнению дочери или сына, скажем, блузка и юбка - не более родственные понятия, чем, допустим, машина и дом, то о том, чтобы отдавать ребенка в школу, не может быть и речи.

Детей, оказавшихся за партой раньше срока, неизбежно подкарауливают сложности с постижением сути математических формул. Математика обычно пугает родителей меньше всего: дескать, что сложного в "два плюс два"! Это серьезная ошибка. Вначале, действительно, все может идти более или менее гладко. Проблемы настигнут во втором и в третьем классах, когда "несозревший" школьник столкнется с задачами в несколько действий, к решению которых окажется не готов исключительно в силу возраста. "Возрастной" разрыв обычно преодолевается к концу начальной школы. Другое дело, какой ценой? Иногда ценой слез, нервотрепки, хронической усталости...

Первый класс - прежде всего письмо. Обучение этому нелегкому ремеслу не "как мама учила", а "как нужно" - серьезное испытание для шестилетки. Если будущий школьник не умеет работать "по образцу", скажем, не в состоянии скопировать несложный рисунок или выполнить простейший графический диктант, в школу ему явно рановато. Разумно поступают в тех школах, где подобное "тестирование" проводится еще в мае: за три месяца можно успеть подтянуться.

Впрочем, развит и готов к школе - это не одно и то же. Готовность к школе, вопреки расхожему мнению, не замыкается на раннем умении читать или писать. Эти, несомненно полезные, навыки родители нередко считают исчерпывающими и... ошибаются. Есть у психологов такое понятие, как мотивационная готовность: школьник должен хотеть учиться. Однако мотив мотиву рознь. На желании быть обладателем ранца и кучи ярких тетрадок можно продержаться от силы неделю. Куда важнее, образно говоря, жажда знаний. А ведь нередко, того не замечая, мы, взрослые, убиваем эту жажду, как говорится, на корню. В 3 - 4 года малыш донимает нас бесконечными "почему?". А что мы? "Отстань", "не мешай" и т.д. Согласитесь, не лучшая тактика для поощрения любознательности.

Кроме всего прочего, к моменту поступления в школу ребята должны обладать элементарными навыками самообслуживания. Детсадовские дети худо-бедно этим навыкам обучены. А вот "домашние" нередко не могут самостоятельно завязать шнурки, сложить портфель или справиться с непослушными пуговицами.

Игра или учеба? Для шестилеток важно и то, и другое. Идеальный вариант - игровая комната при классе. Однако такую роскошь могут себе позволить лишь немногие школы. А ведь большинство "подготовишек" остаются после занятий в группах продленного дня. Считай, целый день - один сплошной урок. В такой ситуации воспитателю не помешает чуточку смекалки. От чего дети устают больше всего? Не от учебы, а от школьной атмосферы. Даже если хотя бы парты расставить не "по-учебному", а в произвольном порядке, внешний вид класса во многом изменится.

В нынешнем году впервые сядут за парту более 90 тысяч ребят. Готовность будущего "подготовишки" к новому жизненному этапу, как известно, определяет специальная медицинская комиссия. Однако, утверждают специалисты Министерства образования, даже при положительном врачебном вердикте решение определить ребенка в школу с шести лет принимается родителями добровольно. Так что если вас одолевают сомнения относительно того, куда привести сына или дочь 1 сентября - в школу или в сад, вы вправе продлить чаду детство на год. Требуется лишь подать в школу по месту жительства заявление, в котором придется изложить причины такого решения. Кстати, не самый плохой вариант. В этом случае у вас есть в запасе целых 12 месяцев, чтобы подготовиться к школе более основательно: ведь для развития шестилеток имеет значение даже месяц.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter