Узбекский эксперт: Беларусь сможет воспользоваться уникальным транзитным потенциалом Азии

Беларусь сможет воспользоваться транзитным потенциалом Узбекистана и поделиться своим опытом развития ИТ-сферы. Об этом сообщил журналистам перед началом круглого стола, посвященного развитию белорусско-узбекского экспертного сотрудничества, директор Института стратегических и межрегиональных исследований (ИСМИ) при Президенте Республики Узбекистан Элдор Арипов.


В ходе общения с белорусскими журналистами Элдор Арипов подчеркнул, что нынешний круглый стол проходит в преддверии исторического визита:

— Первого за всю историю двусторонних отношений визита Президента Узбекистана, уважаемого Шавката Миромоновича Мирзиёева, в Беларусь. И этот визит в полной мере отражает ту абсолютно новую динамику, которая складывается между нашими странами. Дипломатические отношения между нами были подписаны еще в 1993 году, но только сейчас мы можем в полной мере реализовывать тот потенциал двусторонних отношений, который у нас имеется. Рост товарооборота налицо: уже 420 млн долларов, только за первое полугодие он вырос на 14,6%. Потому и наши Президенты видят все основания до наращивания его уровня до 1 миллиарда долларов. И мы полностью с этим согласны. Вчера участвовали в работе форума регионов и видели, с каким энтузиазмом выступали представители различных отраслевых ведомств, различных белорусских и узбекских компаний. И с каким энтузиазмом говорили о новой динамике. И возможности дальнейшего углубления наших отношений во имя интересов наших народов.

Именно эти вопросы руководители ИСМИ и намерены обсудить со своими коллегами из БИСИ, пояснил Элдор Арипов:

— И увидеть те факторы, которые все еще препятствуют нашим отношениям, чтобы выработать для правительств наших стран конкретные рекомендации, направленные на дальнейшее развитие белорусско-узбекских отношений.

Среди таких факторов, препятствующих активизации белорусско-узбекских отношений, директор ИСМИ видит пассивность прошлых лет:

— У нас была определенная пауза, которая затянулась и не прошла бесследно. Мы, к сожалению, еще плохо знаем друг друга и плохо понимаем, в каких реалиях каждый из нас живет. Думаю, сегодняшний круглый стол позволит сблизить нас, дать нужное понимание и восполнить тот пробел, который пока имеется. Надеюсь, что такого рода мероприятия станут регулярными, и мы сможем на них все вопросы поднимать и откровенно обсуждать.

Конкретизируя, какие же сферы наиболее интересны и перспективны для развития сотрудничества Беларуси и Узбекистана, Элдор Арипов отметил:

— Прежде всего это торгово-экономическая сфера. Я впечатлен теми результатами, которые достигла Беларусь в развитии ИТ-технологий. Это то направление, на которое и мы в Узбекистане сегодня обращаем большое внимание. Поэтому нам весьма интересно изучить белорусский опыт и увидеть, где мы могли бы объединить наши потенциалы. Кроме того, мы могли бы вместе осваивать рынки третьих стран, тем более что Узбекистан начал реализовывать интересные транспортно-коммуникационные проекты, которые смогу связать Центральную Азию с Южной. А это значит, что и Беларусь сможет воспользоваться транзитным потенциалом Узбекистана.

Стоит пояснить, что в декабре 2017 года по инициативе президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в стране была принята комплексная пятилетняя программа по улучшению транспортной инфраструктуры и диверсификации внешнеторговых маршрутов. Документ предусматривает практическую реализацию нескольких международных транспортных коридоров: Узбекистан —Туркменистан — Иран — Оман, Узбекистан — Кыргызстан — Китай и трансафганский маршрут, который открывает доступ к морским портам Ирана (Бандар-Аббас и Чахбахар) и Пакистана (Гвадар и Карачи).

Кроме того, после государственного визита главы Узбекистана в Туркменистан в марте 2017 года были открыты железнодорожные и автомобильные мосты через реку Амударью, что позволяет более чем в два раза увеличить объем грузоперевозок. Данный проект расширяет возможности продвижения идеи создания сквозной транспортно-коммуникационной магистрали по маршруту Узбекистан —Туркменистан —Каспийское море —Южный Кавказ с доступом к черноморским портам Турции, Румынии и других государств.

Наконец, после 20 лет переговоров достигнут значительный прогресс в строительстве железной дороги, соединяющей Китай и Центральную Азию через Кыргызстан. В результате реализации проектов длина альтернативного сухопутного коридора в направлении Китай — Кыргызстан —Узбекистан — Афганистан—Иран (3500 км) будет в 4 раза короче существующего морского пути между Китаем и Ираном (13 800 км).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter