Уют казенного дома и холод родных стен

В ушедшем году Петриковскому спецПТУ исполнилось 30 лет.
В ушедшем году Петриковскому спецПТУ исполнилось 30 лет. Приставка <специальное> несведущему скажет немного. Между тем в этом единственном на всю республику заведении проходят принудительное перевоспитание совершившие различные правонарушения и преступления девочки-подростки.

Первый день лета 1999 года. Ранним утром жители одного из городов Минской области обнаружили на кладбище полураздетый труп 14-летней ученицы местной школы. Как вскоре выяснилось, убийство было совершено 13-летней школьницей и ее 16-летней подружкой из-за золотых сережек, которые жертва вроде бы обещала товаркам дать поносить... Вот так Таня в соответствии с законом по решению суда и попала в это учебно-воспитательное учреждение. Ведь уголовная ответственность за совершенное ею преступное деяние наступает только с 14 лет.

Контингент

В этом здании за трехметровым, опутанным колючей проволокой, забором сегодня находятся 102 воспитанницы в возрасте от 11 до 18 лет. Судьбы у них самые разные - незатейливые и сложные, у некоторых весьма трагические. У многих при поступлении был целый букет венерических заболеваний, другие стояли на учете у нарколога. При анонимном анкетировании около половины воспитанниц указали, что употребляли наркотики. За какие же уголовные прегрешения они попали сюда? Всех и не перечислить - от краж до разбойных нападений и убийств.

Акклиматизация

Попадают сюда девчата из самых различных по социальному статусу семей. Некоторых сотрудники правоохранительных органов приводят из притонов, подвалов и чердаков. И понятно, что первые полгода все новички проходят своеобразную акклиматизацию. Поначалу все без исключения девчонки озлоблены на весь окружающий мир, на взрослых. И они по-своему правы. В свое время, как рассказал директор, здесь находилась минчанка Оля. Родная мать продала ее сутенеру-афганцу в Москву. Тот приучил девочку к наркотикам, и она вынуждена была выполнять любой каприз хозяина и клиентов. Во время одного из рейдов, проводимых московской милицией, девочка была задержана и отправлена в минский детприемник, оттуда и попала в спецПТУ. Некоторые из воспитанниц впервые узнали в этих стенах, что такое баня, зачем нужны три полотенца, другие предметы личной гигиены. Пожалуй, эти девчонки здесь впервые в жизни почувствовали искреннюю заботу о себе. Поняли, что такие понятия, как дружба, любовь, порядочность, честность и верность, все же есть. Василий Жуковский вместе с коллективом единомышленников сумел сломать сложившийся стереотип о своих подопечных как о неисправимых и отверженных.

Конечно, не стоит идеализировать обстановку в ПТУ и показывать всех воспитанниц некими заблудшими овцами, которые вдруг все поняли и раскаялись. Не надо забывать, что это все же место, предназначенное для отбывания наказания, хоть и малолетними, и несовершеннолетними, но преступниками. Однако это и не колония, которая зачастую становится <кузницей криминальных кадров>. Конечно, в училище есть своя служба режима, в которой работают люди с юридическим или педагогическим образованием. Есть и дисциплинарная комната, куда за нарушения режима содержания попадают воспитанницы сроком до трех суток. Иногда девочки пытаются убежать. Последний такой случай был в мае прошлого года. Собственной медицинской части у ПТУ нет, поэтому заболевших девочек приходится водить в районную поликлинику. Там, как обычно, скопление людей. Заведя воспитанницу в кабинет врача, сопровождающая сотрудница отвлеклась и не заметила, как девочка вышла... Нашли беглянку на третьи сутки. И, как призналась она своим подружкам и воспитателям, никаких прелестей от свободы не почувствовала. Идти было некуда. Никто и нигде ее не ждал...

Перевоспитание

Весь учебно-воспитательный процесс базируется на двух составляющих. Это обучение профессии (пока только швеи, но в ближайшее время откроется и класс домоводства) и курс общеобразовательной школы с 4-го по 11-й классы. Конечно, только работой и учебой дело не ограничивается. Учителя, сотрудники ПТУ во главе с директором Василием Жуковским и его заместителем Екатериной Рабушок стараются по мере возможности скрашивать пребывание своих подопечных в этих стенах. Работают спортивные секции, проводятся соревнования по волейболу, баскетболу, шахматам. А участвовать в хоровом и вокально-инструментальном кружках желают почти все. Ведь, кроме чистой любви к искусству, это почти единственная возможность для девочек попасть с концертом на свободу. А приглашают девчат часто - они постоянные участники всех районных конкурсов художественной самодеятельности. По воскресеньям работает клуб выходного дня, устраивается дискотека. А осенью на заготовку овощей к зиме выезжают все от мала до велика.

Перспективы

Когда воспитанницам исполняется 18 лет, они в соответствии с законом должны быть освобождены. По положению, забирать их должны родители, а если те не приезжают, то отвозит их домой ответственный работник ПТУ. Недавно заместитель директора по режиму привез девочку домой, в Оршу. Зашел с ней в квартиру, чтобы, как говорится, передать бывшую подопечную из рук в руки. Передавать оказалось некому. Посреди комнаты стоял колченогий стол с остатками дурно пахнущей закуски, вокруг валялись пустые бутылки из-под спиртного. В углу на провалившемся до пола диване храпела какая-то пьяная небритая личность. Потом стукнула входная дверь и в комнату ввалилась с двумя бутылками <чернила> родная мамаша. На вопрос дочки, почему же она за ней не приехала, последовал циничный ответ: <Менты тебя забирали, они же пусть и привозят>. <Лучше бы ты умерла>, - сквозь слезы выкрикнула девочка.

Вот одна из главных проблем, которая встает с первых же минут вхождения бывших воспитанниц ПТУ в новую жизнь.

Что делать?

В последние годы в обществе активно обсуждается вопрос о реабилитации, ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Но в основном это касается бывших заключенных, которые вышли из колоний и тюрем. А вот про подростков - выпускников спецПТУ почему-то забывают. Повзрослевшие, они возвращаются домой, а там никому не нужны. Попасть под <крышу> инспекций по делам несовершеннолетних и соответствующих комиссий при исполкомах уже не могут - не тот возраст. Общественные организации тоже в стороне. Вот и выходит, что эти юноши и девушки оказываются не востребованы никем, кроме доморощенных <воспитателей> и уголовников. Те всегда готовы предоставить ребятам <работу> в соответствии со всеми статьями Уголовного кодекса.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter