Читатели «СГ» активно дискуссируют о возрастных перспективах заслуженного отдыха

Уйти на пенсию и остаться… без нее?

НЕДЕЛЮ назад «Сельская газета» пригласила читателей к диалогу относительно возможного повышения пенсионного возраста. Тема, без сомнения, резонансная, поэтому в желающих высказать свою точку зрения недостатка не было. Мнения разделились, как, собственно, и всегда, когда дело заходит о решении важных вопросов. 

Фото Александра КУЛЕВСКОГО

ВОЗМОЖНО, так совпало, но большинство из читателей «СГ», позвонивших в редакцию, чтобы сказать «да» продлению пенсионного возраста, — мужчины. Среди противников этой идеи оказалось больше женщин. Сторонники объясняют свой выбор желанием продолжать активный образ жизни, чувствовать себя нужным и заработать на достойную пенсию, ведь лишние пять лет стажа повлияяют на ее размер. Те же, кто готов считать каждый день до долгожданного заслуженного отдыха, приводят другие аргументы в свою пользу: возрастные проблемы со здоровьем, большая загруженность на работе, невозможность проводить достаточно времени с семьей. 

«Работа работе рознь, — уверена Светлана из Лепельского района, доярка с 25-летним стажем. — Мне, к примеру, всего 45. Но здоровье подводит, хоть сегодня готова на пенсию. Считаю, что не для каждой профессии подходит повышение пенсионного возраста. Нужно к этому вопросу подходить индивидуально». 

Виктор Ситько из Лоева поделился своим опытом раннего выхода на пенсию. Военный, в сорок с небольшим он вышел в отставку. Для здорового мужчины оказаться за бортом жизни только потому, что не дослужился до высокого звания — трагедия, вспоминает он. К счастью, нашел в себе силы начать все заново, с чистого листа. Переквалифицировался, закончил курсы, помогли друзья. В результате уже почти двадцать лет работает по своей второй специальности.

Но ведь существует масса примеров, когда мужчины, особенно те, которые выбрали себе так называемую «силовую» профессию — военного или милиционера, — так и не могут применить свой опыт в гражданской жизни. Вот для них пенсионный возраст нужно увеличить, уверен читатель. Ведь 45—50-летний пенсионер — это нонсенс. 

ПОЖАЛУЙ, не согласиться с этим сложно. А вот поспорить с теми, кто выступает против продления пенсионного возраста, можно. Конечно, здоровье у всех разное. Один и в 75 чувствует себя бодрым и полным сил, другой уже в 40 имеет букет хронических заболеваний, изрядно портящих качество жизни. Но, что ни говори, медицина шагнула сегодня очень далеко. Тем более по сравнению с временами, когда устанавливался нынешний пенсионный порог — еще до Великой Отечественной войны, в 30-е годы прошлого века. 

Выпускница Минского городского университета Анна КРЮЧКОВА проводит
занятие по компьютерной грамотности в помощь пенсионерам.
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ.

За эти десятилетия человечество избавилось от многих опасных болезней. Редкая профессия сегодня связана с изнуряющим физическим трудом. Мы стали жить дольше. В среднем продолжительность жизни белорусского мужчины — 67,8 года, женщины — 78,4. Причем значительный рывок произошел буквально за последние 10 лет — более чем на 4 года. И это еще не предел, за что спасибо медицинской науке. 

Но у этой медали есть и другая сторона — старение населения. Сегодня в Беларуси женщины после 55 лет живут в среднем 26 лет. Мужчины после достижения 60 — 15,5. При этом большинство работников, достигнув пенсионного возраста, остается на рынке труда в среднем еще около 5 лет. Вот и ответ на вопрос, позволяет ли здоровье трудиться основной массе людей, перешагнувших 55-летний или 60-летний рубеж: позволяет. 

Другой вопрос, что работают они в основном ради материальной прибавки: получать одновременно и пенсию, и зарплату весьма заманчиво. Такого социального бонуса не было даже при СССР: тогда работающий пенсионер мог рассчитывать только на часть пенсии. Кстати, и во многих странах Западной Европы работающим пожилым людям пенсию выдают в зависимости от их заработка: если он высокий — человеку выплатят небольшой процент от пенсии, если низкий — больше. 

Мы уже привыкли, что пенсию пожилые получают вовремя и в полном размере. Но за все нужно платить. Готовы ли мы отказаться от гарантированного содержания в старости ради сомнительной перспективы трудиться сегодня на несколько лет меньше? Ведь случись крах пенсионной системы — и работать все равно придется, чтобы прокормить себя. Только уже не на 3—5 лет больше, а пока можешь двигаться. Не верите? Давайте разберемся. 

В 2015 году 135 тысяч жителей Беларуси вышли на заслуженный отдых, а число получателей пенсий перевалило за 2,5 миллиона. Считается, что сегодня на одного пенсионера приходится 2,3 трудоспособного. На самом деле это не совсем так. Дело в том, что по статистике трудоспособность начинается с 16 лет. Но много ли вы видели 16-летних работающих? То-то и оно. Так что уже сегодня эта пропорция выглядит несколько иначе, а в ближайшем будущем изменится еще больше. По самым оптимистичным прогнозам, через 15 лет на каждого получателя пенсии будет приходиться всего 1,7 трудоспособного. Так что если кто-то надеялся, что эта проблема его не коснется, разочарую: если в пенсионной системе республики ничего не менять, проблемы возникнут очень и очень скоро. 

В ЧЕМ выход? Позаботиться о будущем уже сегодня. Ведь если начать плавно увеличивать пенсионный возраст, соотношение числа работающих и пенсионеров удастся сохранить на нынешнем уровне. И это вселяет оптимизм. 

Так что когда меня спрашивают, хочу ли я повышения пенсионного возраста для себя лично, отвечаю: скорее нет. Но при этом полностью отдаю себе отчет в том, что это неизбежно. Потому что понимаю: в противном случае пенсии может не быть вовсе. 

bolshakova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter