Уйти или остаться

Мировые производители задумались над перспективами китайского рынка

Мировые производители задумались над перспективами китайского рынка


Курьезный, но факт: в Китае продаются палочки для еды с этикеткой «Сделано в США». Совсем недавно такое и представить было невозможно, а теперь пожалуйста: на рис налегай, но не зевай — конкуренты не дремлют!


Барак Обама призывает американские компании вернуть производства из Китая на историческую родину — и дело не только в предвыборной гонке: говорит, условия созрели. По прогнозам специалистов, в следующие пять лет в США могут быть созданы 2 — 3 млн. новых рабочих мест, причем существенная часть — за счет «возвращенцев». Новый президент Франции во время предвыборной кампании обещал создавать рабочие места и грозился установить повышенные налоги для тех компаний, которые не направляют прибыль на развитие производств (читай — на создание тех самых рабочих мест).


Тема ухода производств из Китая становится все более актуальной, вот и мы решили выяснить, возможен ли великий исход и что это может принести Беларуси.


Как показывают недавние опросы, 37% американских компаний, имеющих производства в Китае, рассматривают возможность их переноса на историческую родину. Главный аргумент: в США — дешевая рабочая сила, вызванная высокой безработицей (более 12 млн. человек).


Легенды о зарплате в один доллар и круглосуточной работе фабрик и заводов настолько крепко засели в наших головах, что нам трудно представить, что ситуация изменилась кардинальным образом и опытные работники текстильной отрасли Китая зарабатывают около 400 евро в месяц. По подсчетам Федерации промышленности Гонконга, за два года себестоимость производства в Китае выросла на 20 — 30%, в прошлом году зарплаты поднялись на 22% и продолжают расти в среднем на 12% в год. Повышение себестоимости — первая, но далеко не единственная причина, почему производства могут уйти из Китая.


Вторая — подорожание энергии.


Третья — рост цен на сырье: только за февраль этого года сырье для текстильной промышленности подорожало более чем на 20%.


Четвертая — высокие издержки на логистику. В Китае они составляют около 18% ВВП, что гораздо выше аналогичных показателей в Европе и США.


Пятая — медленная, но неуклонная ревальвация юаня.


Сами китайские бизнесмены, перечисляя проблемы, с которыми сталкиваются, добавляют еще тяжелое налоговое бремя, трудности с финансированием (малым и средним предприятиям трудно получить кредит в банке) и снижение прибыльности.


Кое–кто уже ушел: компания «Филипс», например, перенесла выпуск высококачественных бритв на родину, в Нидерланды. Главной причиной названы высокие транспортные расходы. При этом производство более простых и недорогих моделей остается в Китае. В этом случае важна не только стоимость рабочей силы, но и ее качество. Квалифицированных рабочих в Китае не хватает: только 10% работающих имеют профессиональное образование.


Компания «Форд» после непростых переговоров с Объединенным профсоюзом работников автопредприятий согласилась за следующие четыре года вернуть 12 тыс. рабочих мест в США из Китая, Мексики и Японии. При этом минимальная заработная плата американским рабочим будет увеличена с нынешних 14 долларов в час до 19,28. А эта информация уже вызывает вопрос: решение о возвращении рабочих мест — экономическое или все же политическое? Потому что на автомобильном заводе в Гуанчжоу минимальная зарплата нового рабочего — 1.800 юаней (281 доллар) в месяц, т.е. около 1,70 доллара в час. Так что без политики, очевидно, не обошлось.


Другая известная компания «Катерпиллер» расширяет 15 баз в США, частично закрыла производство в Японии и теперь производит небольшие тракторы и экскаваторы на родине. При этом заводы в Китае «Катерпиллер» не закрывает: на качественную продукцию известной марки здесь спрос высок.


Рост себестоимости производства в Китае — лишь часть картины. Да, за два года доля заработной платы в доходах производителя удвоилась — с 1 до 2%. При этом китайская зарплата все еще составляет десятую (а в некоторых случаях и того меньше) часть от американской. Поэтому реально производство может выдержать куда больший ее рост, даже не повышая при этом цену продукции (как это происходит, например, в случае с компанией «Эппл») — за счет снижения прибыли.


Так что на каждую причину, чтобы уйти, есть своя, чтобы остаться.


Это правда — рабочие во Вьетнаме, Индии, Таиланде и на Филиппинах получают за такую же работу денег меньше, чем в Китае (во Вьетнаме в среднем на 5%). Но насколько эти страны способны производить сложные комплексные вещи? И каким будет их качество?


Вы не можете производить товар на одной фабрике — вам непременно понадобятся сырье и комплектующие. И вот тут скажутся преимущества китайской системы организации труда. В Китае процветает деление на зоны: когда целый город производит один вид продукции — есть города, специализирующиеся на одежде, есть — на мебели, тяжелой промышленности или автомобилях. Есть города, которые шьют, например, 35% всех рубашек мира или производят 90% всех мировых компьютерных мышей. В одном только городе Фошань, например, производят 100 микроволновок в минуту, более 200 стиральных машин в час, 20 тыс. холодильников в день и 23 млн. кондиционеров в год. Между прочим, 70% всех гаджетов мира выпускает одна–единственная компания Foxconn. Сколько может понадобиться времени на то, чтобы воссоздать такие производства на новом месте? Да и реально ли это?


Однако главная причина, по которой большинство иностранных предприятий все же не уйдут из Китая, даже если изменят формат своего присутствия, — огромный и все еще голодный внутренний рынок. Зарплаты повышаются и себестоимость производимой продукции растет? В этой бочке дегтя есть большой черпак меда: у людей становится больше денег, их покупательная способность растет, а значит, растут потребности и желания, которые производители будут рады удовлетворить. Американская торговая палата в Шанхае подтверждает: доходы предприятий, получаемые в Китае, растут значительно быстрее, чем в других регионах мира.


Эксперты говорят, что вместо того, чтобы переносить текстильные и другие трудоемкие производства во Вьетнам, стоит присмотреться внимательнее к западным и центральным регионам Китая: там рабочая сила все еще дешевая, земля недорогая, а местные правительства с радостью готовы предоставить льготные условия для размещения иностранных предприятий.


Может показаться, что они не в пользу Китая: индекс промышленной конкурентоспособности — показатель, по которому страна долгое время лидировала в мире, — с 2008 г. стал меняться, и не в пользу признанного лидера.


Но на самом деле в долгосрочной перспективе все выглядит совсем неплохо. Путь, по которому сейчас идет Китай, уже прошли в свое время Япония, Южная Корея и другие «азиатские тигры» — это когда на определенном этапе экономического развития страна переходит от трудоемких к высокотехнологичным отраслям. Среди стратегических сфер, которые намерен развивать Китай в ближайшие годы, нет производства одежды и обуви, но есть кораблестроение, фармацевтика, электроника, биотехнологии, возобновляемые источники энергии и другие высокотехнологичные производства. В этой связи очень показательно то, что за первые четыре месяца этого года экспорт текстиля из Китая уменьшился на 1% (до 28,85 млрд. долларов США), а вот электроники и машиностроения вырос на 8,5% — до 346,79 млрд. долларов.


Интересно то, что производства, прежде всего трудоемкие, часто переносят сами китайские бизнесмены. Они, как и раньше, получают заказ от известного брэнда, но производят его уже не дома, а в соседних Камбодже, Мьянме и Вьетнаме — используя накопленный опыт и задействуя существующие логистические цепочки. Но то, что Китай перестает быть единственным возможным выбором для производителей, — это свершившийся факт.


Рост заработной платы в Китае (с 240 евро в 2005 году до 400 евро в 2011–м) заставил производителей по–новому взглянуть на Тунис (где зарплата около 160 евро в месяц), Марокко (152 евро) и Молдову (200 евро). К тому же эти производства расположены географически ближе к конечному потребителю. Известные брэнды стали больше производить в Турции, Португалии и Молдове, а это значит, что и у Беларуси тоже есть шанс проявить себя в этой схеме. Между тем сам Китай проявляет интерес к сотрудничеству с нашей страной в сфере высоких технологий: у нас есть разработки, а у китайцев — опыт внедрения таких разработок в производство. Вопрос в том, сможем ли мы использовать открывающиеся шансы и возможности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter