Уволить по заявлению! Которого… не было

Из  тех  районов,  где  уже  побывали  участники  выездной  приемной,  количество  обращений  сокращается

Из  тех  районов,  где  уже  побывали  участники  выездной  приемной,  количество  обращений  сокращается

В марте исполняется два года выездной приемной  граждан — совместной акции Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты, газеты «Рэспублiка» и Национальной телерадиокомпании.

За это время в рамках акции принято более 900 граждан из 43 районов республики. 95—97 процентов обращений разрешается оперативно, непосредственно в ходе приема. Жителям отдаленных от столицы районов  не надо ехать в Минск или областной центр для решения проблем своевременной выплаты заработной платы, предоставления отпусков, оплаты труда или разрешения конфликтной ситуации работника с нанимателем по контрактной системе найма. И самое главное — количество письменных и устных обращений граждан из тех районов, где побывали участники выездной приемной, значительно сокращается.

Шесть  лет  до  приказа

 В 2002 году Министерство сельского хозяйства и продовольствия приняло решение о ликвидации РУП «Миорское предприятие по производству, заготовке и сбыту картофеля». Решением Хозяйственного суда Витебской области в конце этого же года создана ликвидационная комиссия, а все работники уволены и трудоустроены. Директор М.  отстранена от работы, но не уволена, так как увольнение могло произойти лишь после назначения антикризисного управляющего. Но министерство за шесть лет (и по сегодняшний день) не сумело (или забыло) найти кандидата на эту должность. И все эти годы женщина не работала, заработной платы не получала. А трудовая книжка М. находилась в отделе кадров Минсельхозпрода. За этот период сменилось несколько министров. В какие только двери она не стучалась! Много раз приезжала в министерство, но ни одно ее заявление об увольнении не было удовлетворено… С 2003 года состояние ее здоровья резко ухудшилось, она перенесла три инсульта, и МРЭК назначил ей вторую группу инвалидности по общему заболеванию. На небольшую пенсию по инвалидности и живет все эти шесть лет.

Летом прошлого года выездная приемная граждан работала в Миорах. После обращения женщины Департамент государственной инспекции труда сделал  в Минсельхозпрод письменный запрос. Из полученного ответа за подписью начальника отдела кадров: «М. никогда не обращалась в министерство с заявлением об увольнении». А чем же объяснить наличие распухшей папки с перепиской, запросами, обращениями (в первую очередь в министерство), с которой она пришла к нам на прием?

Осенью 2008 года М. исполнилось 55 лет, но в оформлении пенсии ей было отказано, так как на момент обращения она все еще «руководила» предприятием. Когда материал готовился к печати, нам стало известно, что приказ об освобождении М. от занимаемой должности наконец-то подписан. Согласно приказу, изданному в декабре 2008 года, М. уволена с работы в апреле 2002 года, то есть еще даже до вынесения решения областного хозяйственного суда о создании ликвидационной комиссии!

Как вы понимаете, М. не мог порадовать этот приказ, которого она ждала многие годы, поэтому, как нам стало известно, она подала заявление в суд о признании приказа недействительным и понуждении нанимателя к выплате заработной платы за вынужденный прогул…

Анализ показывает: 40 процентов от всех обратившихся на прием — работники организаций малого предпринимательства. Каждый третий гражданин приходит с вопросами по оплате труда, каждый пятый – по поводу увольнения с работы. Обращения из-за несвоевременной выплаты заработной платы составляют около 11 процентов.   

В прошлом году немного увеличилось количество обращений по вопросам предоставления трудовых отпусков. Это связано в первую очередь с изменениями в трудовом законодательстве после вступления в силу с 26 января 2008 года Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь». В основном это обращения, требующие консультаций и разъяснений, так как нередко в кадровых службах организаций (прежде всего малого предпринимательства и агропромышленного сектора) работают специалисты с недостаточным уровнем компетентности или вообще лица, не имеющие юридического образования, и потому они не всегда могут грамотно и доступно дать работнику ответ на его вопрос.

Слесарь   мастера  приструнил

«Я хочу досрочно расторгнуть контракт, потому что директор не соблюдает условия контракта. Помогите мне». Практически на каждом приеме в прошлом году слышали мы такую просьбу. С одной стороны, эти обращения — свидетельство возросшей правовой грамотности и культуры работников, умения отстаивать свои трудовые права. Но, к сожалению, еще нередки случаи, когда работник забывает заглянуть в контракт, который подписывает, забывает потребовать свой второй экземпляр. Так, в Толочине коллектив работников текстильной фабрики (51 человек) обратился в выездную приемную с жалобой на то, что руководство предприятия заставило их подписать чистые бланки контрактов и сейчас никто не знает, на каких условиях работает. Забегая наперед, поясню, что после нашего приема на фабрику с проверкой вы-шли инспекторы Оршанской межрайонной инспекции труда. Были выявлены и другие нарушения законодательства о труде и охране труда, выданы предписания на их устранение.

Но вернемся к обращениям. Увеличение количества просьб о досрочном расторжении контракта не может не настораживать, ведь нередко выясняется, что речь идет о фактах весьма вольного обращения с трудовым законодательством или вообще его игнорирования со стороны некоторых руководителей государственных организаций, коммерческих и частных фирм. Отдельными нанимателями игнорируется рекомендация правительства заключать контракт на максимальный срок с работником, давно и хорошо работающим в данной организации. Как правило, этот срок ограничивается одним-двумя годами. А в  Щучине на прием пришла работница, с которой наниматель заключил контракт на один год, а по его истечении – на пятилетний срок, то есть в сумме на шесть лет (это нарушение законодательства), и в то же время совершенно не позаботился создать нормальные условия для ее работы (что также является нарушением)…

Между мастером и слесарем, работающими на Гомельском вагоноремонтном заводе, пробежала «черная кошка». Слесарь подал заявление и был уволен по собственному желанию. Но вскоре просил суд восстановить его на работе, так как никакого заявления на увольнение не писал! Вместо него, как выяснилось, это сделал… тот самый мастер, с которым были конфликтные отношения. Суд восстановил слесаря на работе и обязал нанимателя возместить незаконно уволенному работнику 3 миллиона рублей за вынужденный прогул. Решение суда было исполнено, а потом руководство завода подало в суд регрессный иск к мастеру, чтобы он возвратил сумму, выплаченную уволенному работнику…

Безусловно, подобные случаи единичны. Но статистика свидетельствует: ежегодно через суд восстанавливается не один десяток работников,  уволенных с нарушением законодательства. Может быть, я не права, но если бы руководители организаций чаще наказывали рублем сотрудников кадровых служб за недобросовестное исполнение своих служебных обязанностей, за нарушение законодательства о труде, меньше было бы конфликтных ситуаций между нанимателем и работником.

Год назад на страницах «Рэспублiкi» в материале «В круге втором. И даже третьем…» были подведены итоги первого года работы выездной приемной граждан. Тогда в адрес отдельных исполкомов были высказаны вполне обоснованные претензии и нарекания по вопросам их работы с обращениями граждан. Сегодня же, приезжая в районы, в большинстве случаев мы видим, что ситуация изменилась в лучшую сторону. Если в первый год работы приемной к нам приходило по 75—90 человек, то сейчас эта цифра уменьшилась примерно в два раза. Возросла ответственность специалистов всех уровней за решение проблем, в том числе и в части исполнения трудового законодательства. По крайней мере, работа выездной приемной в 43 районах республики дает нам основания для такого утверждения. В первую очередь хочется отметить стройную систему работы с гражданами в Лидском, Барановичском, Костюковичском, Миорском, Щучинском исполкомах.

Внимание, читатели «Р»!

В наступившем году работа выездной приемной граждан продолжается. Следующая точка нашего маршрута – Орша. Здесь выездная приемная пройдет 20 февраля.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter