«Беларусьфильм» приглашает туристические группы на экскурсии по местам съемок культовых фильмов и сериалов

Увидеть своими глазами

Сегодня почти все киностудии мира затевают нечто подобное. Голливуд предлагает целый ряд экскурсий. От желающих попасть на “Мосфильм” нет отбоя, посещение вотчины Карена Шахназарова зеваками проходит в конвейерном режиме. Всем охота посмотреть своими глазами на “Волгу”, украденную Юрием Деточкиным в фильме “Берегись автомобиля”, или на скромный автомобиль, на котором героини картины “Москва слезами не верит” приезжали на дачу. Надеемся, что со временем нечто подобное будет происходить и у нас, ведь у Минска и окрестностей тоже богатая кинобиография.

В Музее истории белорусского кино воочию можно изучить уникальные экспонаты.
Фото Александра Кушнера


Шершавым языком плаката

Не только хиты последнего времени, такие как “Стиляги” Валерия Тодоровского или “Шпион” Алексея Адрианова, снимали в белорусской столице. Кстати, знаменитый финал “Стиляг” снимали у ГУМа, а в московскую улицу Горького превратили наш проспект Независимости. Многие ленты из “золотого фонда” именно в Минске нашли свои гениальные локации: “Ботанический сад” Владимира Гостюхина, “Любимая” Ричарда Викторова, “Парад планет” Вадима Абдрашитова. Почти все свои картины вдохновенно создавал здесь режиссер Дмитрий Астрахан, да и сериал “Каменская” воплотился на экране в минских улицах и интерьерах. В парке имени Янки Купалы и на набережной Свислочи проходили съемки сериала “Красная королева”. А в окрестностях Минска режиссер Андрей Кавун нашел тайгу, которая понадобилась ему для боевика “Охота на пиранью”.

В картине “ПираМММида” Эльдара Салаватова можно увидеть наш Дворец Республики, превратившийся в российский Дом правительства, а Дворец культуры профсоюзов предстал в виде офиса крупного московского банка. Телецентром “Останкино” стала Национальная школа красоты. Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта тоже неоднократно принимал киношников. Он стал пристанищем для съемочных групп картин “Поп” Владимира Хотиненко, “Масакра” Андрея Кудиненко, “Вольф Мессинг” Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, “В июне 41-го...” Александра Франскевича-Лайе и других.


Нынешний маршрут начинается в Центре города — в Музее истории белорусского кино рядом с Красным костелом, в котором в советское время располагался Дом кино. Так что место во всех смыслах намоленное. Гостеприимный директор Игорь Авдеев готов восполнить любой пробел в ваших знаниях:

— Наша деятельность обращена в прошлое, но мы всячески пытаемся внести все то лучшее, что было сделано в прошлом, в современный культурный контекст.

По словам Игоря Авдеева, после реконструкции историческое здание начала двадцатого века превратили в комплекс специальных помещений, где есть кинозал, экспозиционный и выставочный залы. Сегодня музей является филиалом Национального исторического музея и работает на полную мощь, принимая туристические группы.

— Самая дорогая наша коллекция — белорусские киноплакаты, — продолжает Игорь Олегович. — Финансовые возможности у нас ограничены, тем не менее за 15 лет мы ее сформировали. Если вы увидите на плакате подпись “2 Стенберг 2”, цена вас приятно удивит, на некоторые образцы она может доходить до 100 тысяч долларов. Это работы братьев Стенбергов — Владимира и Георгия. В то время киноплакат был единственным рекламным средством, важным элементом кинопроцесса. 

...И действительно — глаза разбегаются при виде плакатов знаменитых картин, снятых в Минске в 20—30-е годы прошлого века: “Проститутка”, “Медведь”, “Девочка ищет отца”, “Полесские робинзоны”, “Девушка спешит на свидание”, “Поручик Киже”, “Моя любовь”, “Человек в футляре”, “Лесная быль”, “Кастусь Калиновский” и многих других.

Собираясь отметить в этом году 95-летие белорусского кинематографа, Игорь Авдеев тем не менее полон тягостных раздумий:

— Дата, конечно, красивая, но что брать за точку отсчета? Что такое первый фильм? Один вариант, если это тот фильм, который хотели снять и запланировали. Если тот, над которым началась реальная работа, — второй. Если тот, который первым вышел к массовому зрителю, — третий. Мы должны понимать, какой критерий положен в основу? Споры идут до сих пор. Кому-то не нравится, что первым фильмом может считаться картина “Проститутка”.

Известно, что Белгоскино заработало 6 января 1925 года, но все-таки это была не киностудия, а руководящая организация. Там работало всего несколько человек, которые должны были организовать все, что необходимо для развития киноотрасли, в том числе и киностудию.

Возьмем натурой!

После посещения Музея истории белорусского кино туристам предлагают проехать по проспекту Независимости и окунуться в страницы славной киноистории. Потом сюрприз: страждущих отвезут в “партизанский” белорусский лес, на знаменитую натурную площадку “Беларусьфильма”, расположенную в Смолевичском районе, где тоже снималось немало известных картин.

В лесу, как и подобает, вас встретят “партизаны”, предложат испечь бульбу или сало на костре, угостят крепким чаем из походной алюминиевой кружки, для желающих найдется и что-нибудь покрепче. Некоторое время назад здесь снимали новый фильм о Янке Купале, сейчас готовят декорации для военной драмы о Зое Космодемьянской. Певец Макс Корж воплощал тут свои креативные идеи. Съемки исторического фильма о смутном времени “1612” Владимира Хотиненко студии “ТриТэ” тоже проходили тут. 

Здесь же туристам покажут озеро, киношную одноколейную дорогу для съемок, военные окопы. Завершится экскурсионный тур уже на самой киностудии “Беларусьфильм”, где желающим покажут оружейные, костюмные и прочие “закрома” киностудии. Только в оружейном цехе сегодня хранится более тысячи уникальных прикладов, штыков и пулеметов любой системы. Не зря с гордо поднятой головой несет киностудия свое второе имя — “Партизанфильм”.

Чай в лесу с “партизанами” — неизменная часть киноэкскурсии “Беларусьфильма”.

ДОСЛОВНО

Владимир Карачевский, генеральный директор Национальной киностудии “Беларусьфильм”:

— Мы готовы принимать гостей на студии и подстраиваться под любые запросы туристических групп

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter