Увидеть шедевр и замереть

Всего неделя осталась до открытия в Национальном художественном музее выставки работ Марка Шагала...

Всего неделя осталась до открытия в Национальном художественном музее выставки работ Марка Шагала 1910 — 1960–х годов из иерусалимского Музея Израиля — почти сотни пейзажей, портретов, натюрмортов, иллюстраций к книгам. Событие! Но уже нет такого ощущения, будто к нам везут что–то особенное. Понемногу привыкаешь к тому, что появление мировых шедевров из–за рубежа в наших музеях — это не исключение, а правило культурной жизни.


Если еще несколько лет назад в Минск привозила свои шедевры только московская Третьяковская галерея, то теперь стало нормой «экспортировать» и экспонировать слуцкие пояса из Вильнюса, полотна Зарфина из Парижа, королевские наряды из Лондона.


В этом году как никогда много международных проектов в художественных и исторических галереях. Почему бум случился именно сейчас?


К белорусско–иностранным выставкам подготовка шла заранее. Знаком времени стало то, что культурная и туристическая жизнь перемещается из Минска в регионы. Стало правилом хорошего тона дублировать крупные выставки в культурной столице — в этом году таким статусом обладает Несвиж. Рискну предположить, что в ближайшие годы на туризме будут выигрывать те города, где станут экспонировать эксклюзивные коллекции из–за рубежа. К слову, удивлять придется научиться. Привычка — такое дело, что и к красной икре и черной, когда она становится доступной, охладеваешь — и хочется просто черного хлеба с солью.


В художественном музее экспонируется лишь толика хранящихся в фондах работ Язэпа Дроздовича, когда–то впечатливших самого директора Лувра — г–на Анри Луаретта. А в это время на аукционах продают произведения Дроздовича — пока еще не за миллионы долларов, но счет уже пошел на тысячи. Глядишь, через какое–то время парижанин со смиловичскими корнями Зарфин будет стоить дешевле его современника — Язэпа, наивиста из–под Глубокого.


Сложнее обстоит дело с тем, что можно вывезти на показ за рубеж. Я заметил, что чаще всего мы экспортируем музыку — классическую и фольклорную. А вот выставки произведений искусства разных эпох — не такое уж частое явление.


Почему бы в ответ на Шагала не показать на Святой земле Крест преподобной Евфросинии Полоцкой, совершившей паломничество на территории нынешних Израиля и Палестины? Кстати, на прошлой неделе фотографии Креста и процесса его восстановления демонстрировались в латвийской Елгаве. Но никакая картинка не заменит подлинное сокровище.


Импортировать ценности нужно. Но и экспорт — важная статья культурной жизни. В 1.914 музеях страны, уверен, найдутся предметы, которыми можно впечатлить даже очень взыскательного ценителя прекрасного.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter