Увертюра к Году народного единства звучит в мажоре

Концерт после церемонии вручения премий «За духовное возрождение», специальных премий деятелям культуры и искусства, «Белорусский спортивный Олимп» стал хорошим прологом к Году народного единства. Глубоко продуманная режиссура провела зрителя от древних времен к современности, отражая основные вехи зарождения и становления белорусской государственности. В текстах песен, в танцевальных номерах четко прослеживалась главная идея: народ способен преодолевать любые невзгоды и покорять самые высокие вершины, когда он един. Уловив этот смысл, мне подумалось, что самое нехорошее, что сейчас происходит, — это его искажение. Вот от чего необходимо избавиться сегодня в первую очередь.

Фото  БЕЛТА

Простой пример. Небольшая группа молодых людей в утренних или вечерних сумерках бредет к ближайшему пустырю, чтобы попозировать на камеру с бчб-полотнищами и покричать для картинки речовку: «Пока мы едины — мы непобедимы». Не думаю, что они сами понимают суть механически вызубренной мантры. Если предположить, что они прославляют общность в своей микрогруппе, что ж… Может быть. Однако единство — понятие все же более широкое и объемное. И ребята даже не задумываются о том, что, совершая свои тайные обряды, по сути, противопоставляют себя огромному пласту общества, которому их символы чужды. Которым дороги нынешний герб и флаг, имеющие совершенно очевидную историческую и смысловую основу. К тому же детвора еще и показывает абсолютное незнание матчасти. Строка El pueblo unido jamás será vencido из песни чилийского поэта и композитора Серхио Ортеги в литературном переводе звучит как «пока народ един — он непобедим». Нынешние же протестуны обособились лишь местоимением «мы», тем самым оторвав себя от общей массы народа. Такое вот псевдоединство получилось.

Говорил как-то о последних событиях с детьми. Спрашивают: «А чем так плох бчб?» Поинтересовался в ответ: «А что на нашей земле под ним создано?» Озадачились. Те годы, которые можно пересчитать по пальцам одной руки, в которые этот цветовой порядок имел хоть какой-то статус, ничего, кроме разрухи и беззакония, нам не несли. БНР до побега ее создателей за рубеж, не смогла даже оформиться во внятных границах. Период немецкой оккупации был временем настоящего геноцида нации. А в начале 90-х начинал раскручиваться маховик разграбления потенциала страны под благовидным предлогом приватизации. Вот и все заслуги бчб в белорусской истории.

А весь наш экономический, социальный, интеллектуальный потенциал — заводы, школы, университеты, больницы, жилье — на протяжении десятилетий формировался и приумножался именно под нынешним государственным флагом.

Да, в разное время в разных вариациях исполнения, но преемственность налицо. Да и чисто математически: несколько лет под бчб и почти век под красным, а позже красно-зеленым никаких сравнений и сопоставлений не допускают в принципе.

Сегодня относительно символики порой звучат и вовсе экзотические фантазии. Один человек, которого еще некоторое время назад я бы назвал коллегой (теперь не стану), через соцсети двинул идею совместить бчб и государственный флаг. Получается бело-красно-зеленый триколор. Говорит, дескать эту идею высказывал давно, но его не слышали, а такой вариант был бы хорошим символом примирения. В памяти всплыл этот момент, когда автор мысли высказывал ее с ироничной усмешкой. Усмехнулись и все, кто был рядом, восприняв едкую шутку. А оно вот как, оказывается. Уже всерьез. Да еще и примирение…

Вот только лично я никак не могу взять в толк: с кем мне примиряться, если ни с кем не ссорился? Да, я не приемлю бчб, но никого из его апологетов вроде как не обижал. Как и абсолютное большинство огромного количества людей, которым дороги нынешние символы. Ведь объективно именно бчб принес в наше общество раздрай и попытку перевернуть страну с ног на голову, как в истории уже случалось трижды, чем себя окончательно и дискредитировал.

Примирение — слово, конечно, красивое, но здесь опять явное искажение смысла. Как в свое время случилось со словом «покаяние». Помните страсти по Куропатам некоторое время назад? Тоже кое-кто твердил, что всем нам, власти надо покаяться ради мира на своей земле. Простите, перед кем и за что каяться нынешнему поколению? Что мы такого натворили, что должны вымаливать прощение? Где так сурово нагрешили?

С удивительным мазохизмом некоторые деятели пытаются продвигать в массы этакую рабскую психологию. По их версии, нам постоянно надо с чем-то примиряться, за что-то каяться. Ощущать себя кругом виноватыми, жалкими и, заливаясь слезами, взращивать в себе комплекс неполноценности.

Но единство в раболепии — тот ли путь, который нужен сильной и гордой нации? Или секрет как раз в том, что сильная и гордая нация на белорусской земле кому-то стоит костью в горле? Тогда все становится на свои места. Покорным стадом управлять куда легче, чем самодостаточным сплоченным народом.

Собственно, об этом и был концерт во Дворце Республики. Через творчество, через конкретные исторические примеры звучал ясный призыв к нации сплотиться, чтобы быть сильными. Чтобы быть вершителями своей судьбы, а не инструментами исполнения чьих-то проектов. Чтобы быть хозяевами своей земли, а не одураченными на ней холопами. И эта увертюра к Году народного единства прозвучала в мажорной тональности.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter