Уважение седин

Поговорим о пенсионной системе
Поговорим о пенсионной системе

Научно–исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты провел исследование размеров зарплат и пенсий. И пришел к выводу: целесообразно провести реформу пенсионной системы. Об этом в беседе с корреспондентом БЕЛТА сообщила директор института Светлана Шевченко.

— Светлана Васильевна, насколько заметны позитивные перемены в оплате труда и пенсионном обеспечении белорусов?

— За последние пять лет количество работников с зарплатой ниже бюджета прожиточного минимума сократилось в 4,5 раза, втрое меньше стало пенсионеров, пенсии которых ниже черты бедности. Доля трудящихся с заработком свыше 2 минимальных потребительских бюджетов за пятилетие удвоилась. К категории относительно высокооплачиваемых (по данным на май нынешнего года) можно отнести почти каждого второго работающего жителя страны.

С пенсиями ситуация несколько иная. В 2000 году, например, получателей пенсий свыше 2 минимальных потребительских бюджетов вообще не было. В мае 2006–го их около 3% от общего числа пребывающих на заслуженном отдыхе.

Но, согласитесь, высокий заработок имеют, как правило, люди с немалым опытом работы, ставшие профессионалами в своем деле, те, кто трудится более интенсивно, а нередко и на нескольких работах. Это позволяет им обеспечивать себе и своей семье сравнительно высокий уровень доходов, достойный по общепризнанным меркам уровень жизни. Когда же наступает время выхода на заслуженный отдых, то по действующей системе назначения пенсий доходы таких людей резко падают. Получается, что только единицы из высокооплачиваемых работников попадают в число тех самых 3% получателей высоких пенсий. Как правило, это бывшие представители силовых структур и государственные служащие... А размер пенсии низкооплачиваемых работников иногда даже превышает уровень их былой средней заработной платы.

— В Беларуси, как свидетельствует статистика, продолжает работу каждый пятый пенсионер...

— Практически каждый второй пенсионер в возрасте от 55 до 60 лет работает. 60 — 65–летних работающих мужчин — 41%, женщин — 29%, тех, кто старше их еще на 5 лет, но все еще продолжает трудиться, — соответственно 27% и 14%. И даже в возрасте 70 с лишним лет работают 9% мужчин и почти 4% женщин.

Есть люди, которые в силу разных обстоятельств «не наработали» пенсию. Как следствие, им приходится уже после получения возрастного права на отдых дополнительными заработками пополнять семейный бюджет. Но работающие пенсионеры (если они не отказываются от получения причитающейся им пенсии) не имеют возможности повлиять на ее размер. Потому что страховые взносы на пенсионное обеспечение, вычитаемые из зарплаты таких пенсионеров, не используются для пересмотра размеров их пенсий, как это принято во многих странах.

Например, в России работающие пенсионеры имеют право ежегодно подавать документы на перерасчет пенсии в связи с тем, что они, продолжая работать, пополняли фонд пенсионного страхования. В России к тому же размер пенсии трудящихся пенсионеров не ограничивается, как у нас.

— Но любые подвижки в пенсионном законодательстве связаны с существенными финансовыми затратами...

— Экономика Беларуси находится на подъеме. Это благоприятно влияет на финансовое состояние Фонда социальной защиты населения. Его обеспеченность средствами на пенсионные выплаты достигла на 1 сентября текущего года 235% от месячной потребности. Для сравнения: на 1 января 2005 года данный показатель составлял всего 55%. Полагаю, некоторые финансовые средства можно было бы направить на уменьшение количества перераспределительных механизмов, действующих в пенсионной системе, и обеспечить более тесную привязку уплачиваемых страховых взносов к размеру пенсионных выплат. Но прежде всего следовало бы предоставить людям, не удовлетворенным уровнем своего «пенсиона», возможность его увеличивать за счет отчисления страховых взносов в «постпенсионный» период. Тем более что потребность в работоспособных пенсионерах есть во всех отраслях экономики, раз наниматели продолжают с ними трудовые отношения.

В промышленно развитых странах пенсию рассматривают не как пособие по старости, а как отложенный работником доход. Ведь те деньги, которые уплачиваются в виде страховых взносов, могли бы быть направлены на рост заработной платы. Но они в этих странах идут на выплаты уже состоявшимся пенсионерам (перераспределительный компонент пенсионной системы) и на аккумулирование средств, которые направляются в экономику на инвестирование (накопительный компонент). Вся сумма перечисляемых страховых взносов, независимо от того, в рамках каких компонентов пенсионной системы она уплачивалась, становится отложенным капиталом человека на тот период, когда его трудовая активность снизится или станет невозможной. Сумма уплаченных в период работы взносов, индексируемая пропорционально росту реальной заработной платы (та часть, которая поступает в распределение для уже состоявшихся пенсионеров) и с учетом дохода от инвестирования (та часть, которая поступает на накопление), делится на продолжительность дожития, и таким образом рассчитывается размер пенсии. При этом разница в доходах в период работы и после ее завершения не оказывается очень ощутимой. В Беларуси же настолько прямой зависимости между размером уплаченных страховых взносов и размером будущей пенсии не прослеживается.

— А если сумма выплаченных страховых взносов слишком мала для назначения даже минимально гарантированной пенсии?

— Тогда государство берет на себя обязанность поднять ее размер до установленной законодательством минимальной планки. Например, это может быть произведено через систему адресной социальной помощи, финансирование которой осуществляется за счет налоговых поступлений. В промышленно развитых странах пенсионерам, у которых размер пенсии ниже официально установленного гарантированного уровня, предусмотрены специальные доплаты из бюджета, поднимающие размер пенсии до этого уровня. Право на получение таких доплат может наступать в более позднем по сравнению с официально установленным возрастом выхода на заслуженный отдых для пенсионеров, которые по состоянию здоровья имеют возможность своим трудом в «постпенсионный» период самостоятельно повысить уровень своего достатка.

Когда же пенсионерам с низкими в прошлом доходами размер их пенсии поддерживается в основном за счет перераспределительных механизмов, работники с высокими доходами оказываются заинтересованными в получении части зарплаты «в конверте» (ведь из этой суммы они не платят страховые взносы). Мол, все равно больший размер отчислений не скажется на уровне их пенсионного обеспечения... Получается, они не видят смысла в полноценной уплате страховых взносов, поскольку в перспективе эти отчисления не вернутся к ним в качестве пенсионных выплат.

— Может, один из выходов — в добровольном дополнительном пенсионном страховании? Этот механизм в Беларуси действует, но пока система «добровольного накопления» не получила широкого распространения.

— За рубежом этот вид пенсионного страхования развит довольно широко. Но тут следует учесть такой нюанс: в большинстве промышленно развитых стран установлен «порог» заработной платы, выше которого суммы заработка не облагаются страховыми выплатами в пенсионную систему. И значит, у работника появляется мотивация из этой части заработка самому направлять некоторую сумму на дополнительное пенсионное страхование. У нас страховые отчисления взимаются со всего размера заработной платы, ограничительного максимума нет...

— По вашему мнению, в Беларуси пенсионная система созрела для нововведений?

— Безусловно. И определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Например, сотрудники нашего института проводили исследования по изучению возможности введения в пенсионную систему Беларуси накопительного компонента; по определению страховых тарифов для профессиональных пенсий, которые связаны с работой в неблагоприятных условиях труда и досрочным выходом на пенсию; по перераспределению на принципах паритета страховых взносов в пенсионную систему между нанимателем и работником и др. Базисом для внедрения в практику результатов этих исследований служит динамичное развитие экономики нашей страны. Однако хотела бы подчеркнуть, что новые разработки ориентированы на будущие поколения, они не касаются уже состоявшихся пенсионеров и тех, чей возраст приближается к предпенсионному.

Кстати

Размер бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в мае 2006 года равнялся 164.455 руб., минимальный потребительский бюджет — 253.291 руб.

Елена ПРУС, БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter