Уцелели исключения, подтверждающие правила

Начальник Борисовского ремонтного завода N 140 полковник Владимир Сакач первым в Беларуси удостоен российского нагрудного знака "За службу в танковых войсках".
Начальник Борисовского ремонтного завода N 140 полковник Владимир Сакач первым в Беларуси удостоен российского нагрудного знака "За службу в танковых войсках". Награда как бы предваряет скорое 60-летие прославленного предприятия, изначально созданного для восстановления военной техники. Своеобразный парадокс, однако, в том, что оно все более успешно осваивает гражданский сектор экономики.

Чем больше узнаешь о 140-м заводе, тем сильнее убеждаешься: здесь знают, что нужно делать, чтобы продукция обходилась дешевле. Во-первых, заменили, насколько возможно, импортные изделия своими. В итоге, например, деталь, называемая в обиходе крылом, подешевела с 2,7 млн. рублей до 300 тысяч. Почувствовали разницу?! 141 млн. рублей должны сэкономить энергосберегающие мероприятия. А за счет рационализаторских предложений удалось сберечь почти миллиард рублей.

Разумеется, все это "выросло", так сказать, не на пустом месте. 140-й завод, безусловно, имеет огромное значение для обороны Беларуси. Однако это не помешало в начале минувшего десятилетия тогдашнему руководству страны фактически бросить его на выживание в рыночную стихию. Госзаказ стремительно сокращался, нечем было платить зарплату. Завод терял квалифицированные кадры. Однако десятилетиями работавшие в жестких рамках полувоенной дисциплины специалисты сумели в критический момент проявить поистине стратегическую гибкость, сориентировавшись на заказчика, который способен заплатить. Таким стала тогда железная дорога. В 1995 году завод выиграл тендер на ремонт первой дрезины. С тех пор он освоил восстановление 20 видов этих машин.

Еще одно перспективное направление - капитальный ремонт тяжелых дизельных двигателей, в том числе для мощных тракторов и БелАЗов. Спрос на качественную продукцию оказался настолько существенным, что завод, как бы вопреки всеобщим экономическим трудностям, построил один производственный корпус, сейчас заканчивает другой - столь велик вал заказов. "Поэтому уже несколько месяцев работаем даже в выходные", - рассказывал мне Владимир Сакач. И такой рост производства наблюдается здесь начиная с 1995 года.

В условиях, когда борьба за рынки становится все более острой, все это может показаться фантастикой. Ведь в Беларуси есть специализированные депо по ремонту железнодорожной техники, а в России - несколько заводов, специализирующихся на восстановлении двигателей. Борисовчане, однако, взяли верх благодаря качеству работ и приемлемым ценам. И, что немаловажно, "мы - надежные партнеры", не без гордости заверил Владимир Сакач. А сотрудничать, между прочим, приходится с 650 предприятиями и организациями СНГ и дальнего зарубежья.

Словом, "военный" завод показал удивительную живучесть в рыночных условиях. Только за год средняя зарплата возросла, в эквиваленте, со 103 до 150 долларов. Развивается социальная сфера. Стоит ли удивляться, что устроиться сюда можно только по конкурсу. Кто-то скажет, что все это исключения. Но - подтверждающие правила. Во всех случаях успеха добиваются предприимчивые.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter