Участники мастер-классов «Союзное государство – молодым талантам XXI века» успели и поработать, и отдохнуть

Утром – за мольберт, вечером – в Кремль

Участники мастер-классов «Союзное государство – молодым талантам XXI века» успели и поработать, и отдохнуть.


Король выступает: нет, это не новый голливудский фильм, а талантливый пианист Генрих Король открывает праздничный концерт. Фото: Евгения ГУСЕВА/kpmedia.ru

О, СЧАСТЛИВЧИК!


Жить в самом центре российской столицы, да еще и заниматься у лучших педагогов страны – о таком участники мастер-классов даже не мечтали. Жили себе в разных городах России и Беларуси, занимались в художественных и музыкальных училищах – и вдруг оказались в числе ста счастливчиков, которых позвали в Москву. Разумеется, не просто так, а за большие заслуги в творчестве.

Одна из самых юных участниц – 12-летняя Даша Лапкина из подмосковного Фрязино. Учится в шестом классе средней школы, а на досуге занимается в «Образцовой» изостудии:

– Летом маме позвонила наш руководитель: сообщила, что я попала в число лучших юных художников и что есть возможность поехать в Москву на мастер-классы. Конечно, согласились! Когда еще выпадет такая возможность?

– А как же каникулы: не жалко было ими жертвовать? – допытываюсь у девочки.

– Я уже отдохнула! Да и неделя мастер-классов для меня – тоже каникулы, – философски отвечает юная собеседница.


«Играйте с чувством, с толком, с расстановкой», – учили юных талантов педагоги.
Ребята их советы выполняли беспрекословно. Фото: Евгения ГУСЕВА/kpmedia.ru


УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЬСЯ!


Всех участников разместили в интернате Центральной музыкальной школы в Большом Кисловском переулке. Правда, появлялись там ребята только ближе к ночи. Днем – занятия, а вечером – культурная программа.

– Просыпались часов в семь-восемь утра, завтракали – и бегом в музыкальную школу, – рассказывает Женя Сиваков из Минска. – Занятия с педагогом, потом репетиции, недолгие  перерывы на обед, и снова в бой. Отдыхали на экскурсиях по Кремлю,  Храму Василия Блаженного и Манежной площади.

Расписание юных художников было построено немного иначе. Первые несколько дней они постигали теорию искусства – вместе с педагогами Школы акварели Сергея Андрияки и профессором кафедры живописи Суриковского института Сергеем Сиренко. А оставшуюся часть недели посвятили пленэрам.

– Больше всего запомнилась поездка в Коломенское: сидим, пишем картины, никому не мешаем. И тут нас окружает толпа китайских туристов с фотоаппаратами! Представляете, стали местной достопримечательностью! – перекрикивая друг друга, рассказывают юные живописцы.

ТЕПЕРЬ МЕЧТАЮ О КОНСЕРВАТОРИИ



Самая юная участница мастер-классов Даша Лапкина не привыкла к вниманию публики.
Спустя неделю, на закрытии мастер-классов, было уже и не разобрать, кто из ребят художники, а кто – музыканты. Сдружились и по очереди поддерживали друг друга: ансамбль виолончелистов открывал вернисаж, а живописцы помогали готовить отчетный концерт в актовом зале музыкальной школы.

Фортепиано, скрипка, виолончель, флейта, фагот, валторна и ударные инструменты – количество специальностей, по которым проходят мастер-классы, увеличивается с каждым годом. Отсюда и широчайший репертуар: исполняли и «Аве Мария» Баха, и «Персидский марш» Штрауса, и «Аргентинские танцы» Хинастеры...

Первым выступал Генрих Король из Лиды Гродненской области: сначала 17-летний юноша немало удивил публику своими аристократичными именем и фамилией, а затем покорил и мастерским фортепианным исполнением «Прелюдии соль минор» Сергея Рахманинова. Как сам признается, перед выступлением ни капельки не волновался – на мастер-классы приехал по приглашению Министерства культуры Беларуси.

У себя на родине Король – действительно король. Молодой человек учится на третьем курсе Лидского музыкального колледжа. За его плечами победа в ряде крупных республиканских и международных конкурсов.

Вместе с Королем из Лидского музыкального колледжа приехала его «свита» – пианистка Диана Цейко и ­виолончелистка Валерия Козлова. На закрытии мастер-классов Диана исполнила «Белорусские сувениры» советского композитора Евгения Глебова, а Лера вместе с ансамблем виолончелистов – «Аве Мария» Баха.

– Главное – даже не новые знания и навыки, а знакомство с ребятами из разных уголков Союзного государства, – рассказала корреспонденту «СВ» Валерия Козлова. – Мы из маленького городка, и в российской столице поначалу чувствовали себя некомфортно. Но с доцентом Московской консерватории Кириллом Родиным очень понравилось заниматься. Кирилл Владимирович легко находит общий язык с учениками, очень подробно объясняет материал. Наверное, поэтому все ребята-виолончелисты сразу же подружились. Надеюсь, будем общаться и потом.

Напоследок Лера по секрету рассказала и о своей новой мечте:

– Если честно, теперь хочу как можно скорее вернуться в Москву. Загорелась идеей поступить в легендарную консерваторию. А что, вдруг удача мне улыбнется?

СЛОВО ПЕДАГОГУ

Нагрузочку даю им дай боже!


Профессор Московской консерватории флейтист Александр Голышев с 2008 года проводит мастер-классы для юных талантов Союзного государства. На закрытии летней школы Госсекретарь Григорий Рапота вручил заслуженному артисту России памятный диплом.

– Александр Михайлович, за восемь лет дети изменились?


– Заметил, что уровень стал гораздо выше. Из года в год приезжают более подготовленными.

– Расскажите, как проходят мастер-классы?


– Занимаемся, конечно, дольше формальных 45 минут. Сажаю ребят в одном классе и прошу их по очереди играть. Нагрузочку даю им дай боже – здорово выматываются! Хотя не строю иллюзий, что смогу их научить чему-то новому. Мастер-классы – это дополнение к основному образованию. Чужие педагоги лишь пытаются что-то подправить.

– Есть города, откуда приезжают наиболее сильные ребята?

– Екатеринбург. В этом году ко мне на первой курс консерватории поступила замечательная девочка Саша Зверева. А познакомились мы с ней когда-то на мастер-классах. Из Минска и Гродно приезжают тоже очень хорошие ребята.

– Чувствуете разницу между участниками из России и Беларуси? Может быть, темперамент разный…

– Не верю, что есть какая-то разница. Вот говорят, есть петербургская, московская или саратовская школа музыки. На мой взгляд, есть лишь две школы: правильная, хорошая – или вообще отсутствие всякой школы.

– Для вас участие в мастер-классах тоже важный опыт?

– Всегда приятно, когда приезжают талантливые дети. Стараешься им как-то помочь, следишь за их судьбой. Даже сейчас, когда расставались и плакали горючими слезами, попросил, чтобы они не пропадали из виду.

– В этом году кто из участников больше всего запомнился?


– Ну, не хочу никого выделять. Все хорошие!

– В следующем году планируете участвовать в мастер-классах?


– Если кирпич на голову не упадет – непременно! (Смеется.)

Ирина МУСТАФИНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter