Спорт должен зарабатывать

Утром результат, вечером - деньги

Спорт должен зарабатывать...

Спорт должен зарабатывать. Об этом в последнее время говорится так часто, что становится понятно: "золотые костыли" у белорусского спорта когда-нибудь заберут окончательно. Что будет в этом случае - догадаться несложно. Большинство из клубов на ногах способны стоять, лишь опираясь на очередной указ о господдержке. Несмотря на то что во всем мире спорт давно стал индустрией с миллиардными оборотами, в Беларуси бизнес остается к нему равнодушным. Спорт не то чтобы отвечает ему взаимностью, но шаг навстречу в силу различных причин сделать не решается. Или не может. В этом неумении шагать в ногу со временем, по мнению многих специалистов, кроется главная причина того, что происходящие на полях и площадках страны события пока с трудом удается вывести даже на самоокупаемость. Удастся ли в будущем? Вопрос, ответить на который, а заодно обозначить главные препятствия на пути к процветанию постарались участники недавней конференции по спортивному маркетингу.


Иждивенчество


Тема 50-процентной самоокупаемости спорта стала актуальной меньше года назад, но с тех пор проходит красной линией через любые совещания, касающиеся финансовой стороны спортивных соревнований. Сегодня, по официальным данным, господдержку получают около 80 клубов, из которых 32 представляют первую и вторую футбольные лиги. Аппетиты растут, а потому и посыл прост: с иждивенчеством в игровых видах спорта нужно заканчивать. Как? Ответить на этот вопрос попытался помощник Президента по вопросам спорта Максим Рыженков.


Первым делом Максим Владимирович обозначил, что для Беларуси тянуть весь багаж из игровых видов спорта накладно. А во-вторых, как показали социологические исследования, в свободное время белорусы куда чаще предпочитают ездить на велосипеде, плавать или заниматься шейпингом, нежели играть в футбол или баскетбол. Потому и зрительский интерес к спорту, по мнению исследователей, соответствующий. Но главной причиной финансовых бед, по мнению Рыженкова, остается неспособность руководителей отойти от советской схемы работы, в которой единственной задачей спортивного клуба был результат.


Деловая жилка у всех действительно проявляет себя по-разному. Кто-то (таких пока единицы) берет в лизинг уборочные машины или пытается организовать производство. Большинство же просто плывут по течению. Правда, плыть им, судя по всему, осталось недолго. До конца нынешнего года Президенту, по словам Рыженкова, будет представлен подробный отчет о работе нового указа, по итогам которого будут сделаны выводы о дальнейшей судьбе клубов. Впрочем, куда важнее то, что у потенциальных спонсоров может появиться вполне реальный интерес в поддержке спорта: "Планируется рассмотреть дополнительные льготы для спортивных инвесторов. Возможно, для них будут предусмотрены налоговые каникулы или освобождение от платежей за землю и так далее... Государство попытается втянуть спорт в коммерциализацию".


Парадоксы


Их в белорусском спорте всегда было в избытке. И постоянные изменения юридической и законодательной основ лишь множат забавные (иного слова не подобрать) сюжеты. Так, например, представители Брестского гандбольного клуба имени Мешкова продемонстрировали участникам недавней конференции постановление Министерства спорта, в котором спортсменам предписывалось самостоятельно оплачивать 30% стоимости экипировки и полагалась одна пара носков на сезон. Самих брестчан, являющихся частной структурой и вольных самостоятельно устанавливать внутренние правила, подобная инициатива заставила лишь улыбнуться. Но кому-то из их коллег она может доставить серьезные проблемы. И что самое интересное, этот документ вряд ли станет последним в ряду аналогичных перлов. По словам взявшей слово исполнительного директора Белорусского союза конькобежцев и журналистки Светланы Парамыгиной, катастрофический кадровый дефицит в Министерстве спорта, образовавшийся после изменения внутренней структуры и системы оплаты труда, приводит к тому, что оставшиеся специалисты просто физически не могут досконально прорабатывать выпускаемые документы. А значит, и рассчитывать на появление более понятных схем работы в обозримом будущем клубам и федерациям не приходится.


Интересная ситуация получилась и с инфраструктурой. Во всем мире она - один из основных источников заработка. И, как рассказал Максим Рыженков, "передачей построенных к чемпионату мира по хоккею гостиниц (речь о трехзвездочных отелях. - Прим. авт.) столичным клубам предполагается замкнуть структуру, включающую в себя арену, школу и интернат и создать полноценную и самодостаточную систему". Звучит неплохо, а вот как получится на практике - вопрос. И немаловажный.


Телевидение


Еще один камень преткновения, о который разбилось немало интересных идей, - телевидение. В клубах говорят о гигантских доходах европейского спорта от трансляций. Представители медиа отсылают к рейтингам и коммерческой эффективности, которые, по официальным данным, едва поднимаются над плинтусом. И все же в самом ближайшем будущем свой спортивный телеканал в Беларуси появится. Что это изменит?


С точки зрения болельщика - немало. Сам по себе проект обещает быть востребованным. Но выгодным ли? По словам директора "Сетанта-спорт" - ирландского спортивного телеканала, с прошлого года заговорившего по-русски (и на каком-то этапе даже задумавшегося о белорусском медийном поле),- Всеволода Майорова, нет. В первую очередь по причине отсутствия обыкновенного взаимопонимания между представителями спорта и телевидения.


- Спорту нужны спонсоры, но они не появляются просто так. Бизнес должен быть заинтересован в том, за что платит деньги. И поэтому во всем мире как в клубах, так и в организациях уровня МОК очень серьезно работают с телевидением. В Беларуси же чаще всего сотрудничество это заключается в том, что на телевидение приходит письмо от председателя клуба или федерации с просьбой что-то показать. Телевидение чаще всего отказывает, ссылаясь на технические или организационные трудности. Организовать трансляцию - это действительно дорогое удовольствие. Тем же, кто кивает на европейские клубы, стоит вспомнить и о том, что там не выставляют бессмысленные финансовые ультиматумы уже на стадии квалификации еврокубков, а предлагают телевидению совсем другой продукт, который интересен и за который готовы платить. Страдает же в итоге обычный зритель, который чаще всего остается без трансляции или смотрит ее в полвторого ночи из-за того, что клубы и телевидение не понимают, что работать в этом бизнесе можно лишь совместно.


По словам директора телеканала "Беларусь 5" Павла Булацкого, обсуждение будущих трансляций с представителями белорусских клубов и федераций идет.


- Кому-то предложение о показе делаем мы, кто-то сам выступает с инициативой. В любом случае с появлением отдельного канала договариваться и организовывать такие трансляции станет проще. Не будет конфликта с другими программами, как это было на телеканале социальной направленности. Но говорить о покупке прав пока сложно. Во всем мире спорт коммерциализирован. И потому стоимость показа напрямую зависит от уровня соревнований. Если в Англии это достаточно серьезные деньги, то у нас и спорт, и суммы совсем иные. Кому бы здесь было интересно покупать и смотреть матчи, допустим, чемпионата Молдовы по футболу? Это как в магазине: никто не заставит купить вас ту вещь, которая вам не нужна. Разве что бесплатно возьмете. Поверьте, если бы белорусские лиги были столь же рейтинговые, как Олимпийские игры, за них тоже платили бы серьезные деньги.


Сравнение с Олимпиадами, безусловно, метафора. Но определенный вывод из него сделать стоит. По словам Булацкого, прежде чем говорить о деньгах, спорту в Беларуси стоит задуматься о собственной привлекательности.


- Почему Континентальную хоккейную лигу сегодня показывают и она имеет высокие рейтинги? Все просто: красивая картинка, полная "Минск-Арена" и достойные игры. Вот и весь рецепт. Когда побеждают белорусские спортсмены - будь то "Динамо", Домрачева или Азаренко, болельщики с удовольствием следят за их выступлениями. Следовательно - растут рейтинги и это интересно телевидению. Если же мы будем показывать матчи середняков чемпионата страны, допустим, по волейболу из каких-то школьных залов без заполненных трибун и маломальской интриги, то кого это вообще может заинтересовать, кроме отдельных болельщиков? Но развивать наш отечественный белорусский спорт мы обязаны, поэтому в эфирной сетке телеканала "Беларусь 5" значительное место займут трансляции соревнований с участием белорусских сборных и клубов.


Об этом, к слову, говорит и Майоров. По его мнению, у белорусских клубов есть лишь два пути. Один маловероятный - в страну придет один из крупных медиахолдингов и всем станет хорошо. Второй - единственно верный, при котором клубы и федерации сами всерьез возьмутся за организацию и продажу телетрансляций. От того, как быстро руководители поймут это, во многом зависит будущее белорусского спорта. И касается это не только телевизионной картинки.

 

Советская Белоруссия №183 (24320). Суббота, 28 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter