Утро в сосновом бору

Возможности отечественной деревообработки не соответствуют запасам сырья.
Возможности отечественной деревообработки не соответствуют запасам сырья.

Скоро нам будет некуда девать древесину. Уже сейчас ее запасы намного превышают спрос. В прошлом году, например, 2,2 млн. кубометров ценного сырья так и осталось стоять на корню в лесхозах. Что же будет лет через 15, когда количество готовых к вырубке деревьев, как прогнозируют эксперты, увеличится вдвое?

В принципе, ничего страшного в том, что 80-летняя сосна простоит в лесу еще десяток-другой лет, нет. Другое дело, что с экономической точки зрения это недопустимая роскошь даже для богатых стран. Снижается доход, падает экспорт, тормозится развитие лесного комплекса страны. Кроме того, это не лучшим образом сказывается и на состоянии леса, постепенно покрывающегося кустарником и буреломом. Почему же древесина, каждый кубометр которой лет десять назад был буквально на счету, сегодня оказалась не нужна?

Одной из основных причин, по мнению начальника управления Комитета лесного хозяйства Михаила Кузьменкова, является противоречие между возможностями отечественной деревообработки и структурой сырья. Дело в том, что леспромхозы и мебельные фабрики в основном сориентированы на работу с хвойными породами деревьев, которых в лесу всего 48 процентов. Спрос же на осину, березу и ольху ограничен из-за морально устаревшего оборудования с 70 - 80-процентным износом, не позволяющего производить конкурентоспособную продукцию. Продавать же за рубеж необработанный лес гораздо менее выгодно, чем готовую продукцию. Да и вряд ли его купят. Из-за таможенных пошлин цена белорусского "кругляка" ныне слишком высока. Особенно на фоне того, что Россия вообще отменила пошлину на вывоз необработанных лесоматериалов из осины и березовых балансов.

Есть и еще одна сторона изобилия. Из-за того что в прежние годы сосняки и ельники вырубались особенно интенсивно, сегодня среди них преобладают молодняки и деревья среднего возраста, дающие при рубках ухода огромное количество мелкотоварной древесины. Но годится она разве что для переработки на целлюлозу. Таков же удел и древесины, получаемой от вырубки усыхающих ельников. Однако Светлогорский целлюлозно-бумажный комбинат не в состоянии "проглотить" все это. В целлюлозном производстве используется всего 2 процента древесного сырья, потребляемого в стране. Примечательно, что речь о строительстве нового ЦБК ведется не один десяток лет. Но по-прежнему страна ежегодно тратит десятки миллионов долларов на закупку бумаги, картона и изделий из них. Хотя при наших запасах сырья подобные товары выгоднее производить у себя. Правда, чтобы заготавливать древесину круглый год, необходимо в 2,5 раза больше дорог, чем сейчас. Если раньше их строилось до 100 километров ежегодно, то сейчас - на порядок меньше. В итоге в наших лесах немало труднодоступных участков, куда годами не ступает нога заготовителей.

С другой стороны, и рубить лес, по большому счету, некому. Понятно, что силами концерна "Беллесбумпром", сократившего в последние годы заготовку древесины более чем в два раза, уже не обойтись. Но и создавать для этого специализированные предприятия слишком накладно. По мнению Михаила Кузьменкова, целесообразно было бы отдать лесозаготовки и транспортировку древесины предпринимателям на лицензионной основе, как это сделали, например, в соседней Польше. В итоге государство освобождается от огромных затрат (техника, горючее и т.д.), древесное сырье полностью используется, а люди, преимущественно сельчане, заняты работой. Передаче заготовок леса в частные руки поспособствовали бы льготные кредиты, беспошлинный ввоз спецтехники и т.д.

Недавно правительство одобрило Республиканскую программу рационального использования древесных ресурсов на 2002 - 2010 годы, предусматривающую решение основных проблем лесного комплекса в два этапа. По словам первого заместителя министра экономики Владимира Адашкевича, для ее реализации потребуется 286,4 млрд. рублей внутренних и 567 миллионов долларов иностранных инвестиций. Во столько обойдутся структурные преобразования лесопромышленного комплекса, в результате которых государство сможет рационально использовать всю древесину. Ведь и в будущем соотношение лесных пород в Беларуси изменится мало. Поэтому надо научиться производить конкурентоспособный товар из того сырья, что есть. Итог, к которому должна прийти отрасль за восемь лет, внушителен: увеличение заготовок древесины на 2,1 млн. кубометров, рост производства продукции в 1,6 раза и экспорта - с 455 миллионов долларов до 760 миллионов. Богаче станет государство, а соответственно и мы, его граждане.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter