Доктрина Трампа или новый геополитический передел?

Утраченные иллюзии

Почему президент США отошел от предвыборных обещаний
“Еще одна успешная работа. Мы очень и очень гордимся нашими военными. Это была успешная миссия” — такие слова произнес Дональд Трамп после использования самой мощной в мире бомбы в афганской провинции Нангархар. Мировое сообщество получило очередной сигнал (наряду с ракетным ударом по Сирии и отправкой атомного авианосца к берегам Корейского полуострова) того, что новый лидер Белого дома возвращается к привычной для Америки политике “интервенционизма”.

Фото Рейтер

А ведь еще совсем недавно он в ходе избирательной борьбы заявлял, что Вашингтон перестанет быть мировым полицейским и прекратит вмешательство в дела других государств. Отголоски предвыборной риторики рассеялись как дым после выстрела. А сам Трамп превратился во вполне традиционного политика-республиканца, щеголяя весьма емким и таким понятным истеблишменту (и само собой, избирателям) лозунгом “Вернем Америке былое величие”. Идеал Трампа — Соединенные Штаты образца 1950-х, когда производство крупных корпораций еще не выносилось за рубеж, а бросить вызов Вашингтону мог лишь равновеликий игрок — СССР. Поскольку сегодня США — единственная сверхдержава, никто не должен сомневаться в ее “крутости”, полагает Трамп. Интересно, а чего, собственно, ждали от нового президента? Что он после инаугурации распустит НАТО и объявит Башара Асада (а заодно и Ким Чен Ына) своими друзьями?

— Существует расхождение, связанное с тем, что мы хотели увидеть и услышать, и тем, что оказалось на самом деле, — объясняет доцент факультета международных отношений БГУ Роза Турарбекова. — Популистская риторика и реальная политика — совершенно разные вещи. Есть очевидные структурные элементы, которые не могут свести роль США к второсортной державе. Это самый большой военный бюджет в мире, в разы превышающий оборонные расходы Китая, России и других крупных стран. Это все еще первая экономика мира, причем самая высокотехнологичная экономика. К тому же Трампу в наследство досталась очень серьезная внешнеполитическая повестка. Одномоментно решить ее невозможно. Не надо забывать, что новый хозяин Белого дома — республиканец, выражающий интересы определенных групп, для которых всегда были характерны увеличение военных расходов и агрессивная внешняя политика. Они его поддерживают, и он обязан оправдывать их ожидания.

Заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Сергей Кизима указывает и на тот фактор, что Трамп не политик, а предприниматель (пусть даже очень успешный):

— Это достаточно жесткий миллиардер, который 50 лет управлял своими сотрудниками без малейшего возражения. Одновременно он очень обидчив. Любые негативные высказывания в СМИ тут же комментируются им в Твиттере. И вот ему попадает в руки крупнейший в мире ядерный арсенал, новейшие военные игрушки, наибольшее количество авианосцев. У меня складывается впечатление, что многие вполне привычные аспекты внешней политики Трамп рассматривает, с личной точки зрения, как нечто, оскорбляющее его честолюбие и величие возглавляемой им страны. Его внешняя политика сводится к набору непредсказуемых поступков. Под влиянием эмоций от Трампа можно ожидать чего угодно.

Вывод из последних событий очевиден: американская олигархия “призвала Трампа к порядку”, настояв на ракетном ударе в Сирии и более решительных действиях у берегов Северной Кореи. Отсюда и новый протекционистский указ Трампа “Покупай американское, нанимай американцев”.

— Крупнейшие компании начнут производить свои айфоны и компьютеры в Америке, а не в Китае, — обещал миллиардер в сентябре прошлого года. — Будем делать товары у себя и создавать тут рабочие места.

Позже на форуме в Давосе Председатель КНР Си Цзиньпин лаконично ответил на эти претензии:

— Странам следует рассматривать свои интересы в более широком контексте и не пытаться их реализовать за счет других.

Многие увидели в этом выступлении заявку Китая на роль ключевой силы глобализации. Сейчас мир спрашивает, сможет ли Китай возглавить новый миропорядок и что это будет означать. США в ответ вынуждены разыгрывать сирийскую карту и идти на обострение отношений с Россией, что вполне вписывается в логику традиционного геополитического противостояния по линии “атлантизм — континентализм”. Из той же оперы предложения Трампа по увеличению военных расходов. Базовый бюджет Пентагона в следующем году должен составить 574 миллиарда долларов, то есть он увеличится на 10 процентов. Это крупнейшее увеличение ассигнований на оборону за всю историю Америки.

История повторяется. США снова рискуют ввязаться в целую серию военных авантюр. Объективные законы жанра вынуждают Белый дом поступать именно так, а не иначе. И ни Трамп, ни Обама при всех их различиях не могут отменить железную логику истории. Америка просто не может быть другой, она вынуждена расширять зоны своего влияния и идти на конфликты для поддержания своего статуса. Об этом еще 15 лет назад в своем классическом труде написал французский историк и антрополог Эмманюэль Тодд. Он предсказал упадок американской мощи в самых разных направлениях, и через полтора десятилетия выяснилось, что оказался не так уж и далек от истины: “С объемом производства, превышающим собственные потребности, Америка превратилась в сердцевину системы, в которой ее призванием стало потребление, а не производство. Страна живет не по средствам. Список государств, с которыми у США торговый дефицит, впечатляет”. Страна инженеров и рабочих превратилась в страну маклеров и спекулянтов. Успешно работают только ВПК, печатный станок и ИT-сектор.

Компенсируя свою внутреннюю слабость, Америка должна постоянно прибегать к агрессивной внешней политике, чтобы убедить мир в своем лидерстве.

— Проблема в том, что у США слишком раздуты сферы влияния, и им тяжело это контролировать, — отмечает Сергей Кизима. — Отсюда постоянные бомбежки, вторжения, нервные реакции. Мир был бы гораздо более спокойным и гармоничным, если бы все страны действовали слаженно, независимо от идеологических установок, без двойных стандартов. Но для этого необходимо, чтобы ООН функционировала в полном объеме. Пока же мы наблюдаем попытки со стороны США сохранить однополярный мир и стремление России и Китая установить новую модель мироустройства. Окончательно дизайн мировой политической системы еще не сформировался, и это, к сожалению, не исключает новые конфликты и борьбу за влияние.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter