Как Минск переживает аномальную жару

Утомленные солнцем

Как переживают зной представители самых «горячих» профессий и каким образом выдерживает аномальную температуру городская флора
Красный уровень опасности. Квартиры, офисы, транспорт, леса и парки — жара повсюду. Она изматывает людей, животных и растения. Корреспонденты «Р» узнали, как переживают зной представители самых «горячих» профессий, что спасает домашних питомцев и каким образом выдерживает аномальную температуру городская флора. А еще журналисты заглянули в приемное отделение минской клиники, где перегревшихся приводят в чувство после удара. Солнечного и теплового.



На предельном градусе

Когда на улице все плавится от жары, многим приходится переживать высокие температуры и на рабочем месте. Корреспондент «Р» нашла людей, которые, без преувеличения, трудятся сейчас в самом пекле.

— Поверьте, вы ничего не знаете о горячих буднях, — сотрудники СУ-73 ОАО «Трест № 15 «Спецстрой» после перерыва вновь приступают к работе. На улице +33 градуса, но буквально через пару минут воздух вокруг них накалится до предела. Температура асфальта во время укладки достигает 160 градусов по Цельсию. К технике невозможно прикоснуться. Кажется, она вот-вот расплавится под лучами солнца. Андрей Гучок, прораб участка     № 2, вытирает пот со лба. Его рабочий стаж — 15 лет. Говорит, не припомнит, чтобы кто-то в летнее время потерял сознание: «Все мои коллеги — люди выносливые. Слабых здесь нет. Не зря каждый проходит специальную медкомиссию, допускаются только люди с отменным здоровьем». И все-таки даже если ты пышешь здоровьем, как тут не запыхтеть от жары? Станислав Тимошенко, начальник отдела охраны труда треста № 15 «Спецстрой», перечисляет, что делают в горячие будни: «Обязательно проводим внеплановый инструктаж по навыкам оказания первой медицинской помощи. На рабочих участках создаем «островки» для отдыха. Обеспечиваем водой в расчете  3 литра на одного человека. Корректируем графики — смещаем работу на утреннее и вечернее время, организуем перерывы по 15 минут каждый час». 


Так льется чугунная лава — температура металла 1400 градусов по Цельсию

…Струя жидкого металла льется сплошным потоком, яркие искры разлетаются во все стороны. До 90 тонн жидкого чугуна в смену. Таков темп производства самого горячего участка литейного цеха серого чугуна Минского автомобильного завода — плавильного. К желобу, откуда извергается чугунная лава, не подойти. Здесь — только вообразите! — температура металла 1400 градусов по Цельсию! Наблюдаю, как рабочий умело обращается с разливочным ковшом. В нем — расплавленный металл. Вот где по-настоящему жарко. Василий Тарахтей, директор литейного завода ОАО «МАЗ», рассказывает: «Что мы делаем, чтобы облегчить будни наших людей? Устраиваем перерывы, увеличиваем продолжительность обеденного времени, причем все эти «перемены» оплачиваются. В каждом цеху у нас стоят сатураторные установки, кулеры с горячей и холодной водой. Каждый час освежаем производственные проходы».

Тяжелые будни наступили и у сотрудников скорой медицинской помощи. Особенно в районах, где машины зачастую не оборудованы кондиционерами.

«Кабина прогревается до плюс сорока, а бывает, и выше. Выходишь из машины, а тебя шатает», — признается фельдшер Елена Стежко.

Не позавидуешь в эти дни и работе аниматоров. Елена Якубович, руководитель творческой группы аниматоров, натягивает на себя костюм персонажа из мультфильма — симпатичной свинки Нюши. «Обмундирование» это весит около пяти килограммов. Его сложно даже надеть, а тем более двигаться в нем по солнцепеку. Но ничего не поделаешь. Сегодня у детей праздник, и они ждут сказочного персонажа.

Голос Елены Якубович звучит приглушенно, она уже при полном параде и выходит на улицу: «Описать свои ощущения? Легко. Представьте, что вы зашли в парилку, а теперь вам нужно активно заниматься фитнесом». 


В этом костюме человек ощущает себя как в парилке

Через 20 минут женщина падает на стул: «Без перерывов никак. Иначе можно получить сердечный приступ или потерять сознание. В особенно жаркие дни смачиваем костюм водой. И хотя при этом «доспехи» становятся еще тяжелее, физически начинаешь себя чувствовать легче».

Согласитесь, пережить аномальную жару людям таких профессий еще сложнее. А у нас люди в офисах жалуются на духоту. Но все, как говорится, познается в сравнении.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Надежда КОЗЛОВСКАЯ, первый заместитель начальника Минского городского управления департамента государственной инспекции труда:

— В аномально жаркие дни работодатель должен позаботиться о здоровье своих сотрудников. Конечно, принимаемые меры градируются в зависимости от характера выполняемых работ и специфики производства. Например, людям, выполняющим работы на открытом воздухе или на производстве, где высокие температуры, вместе с перерывом для отдыха и питания предоставляются дополнительные «перемены» в течение дня. Их продолжительность определяется правилами внутреннего трудового распорядка или коллективным договором. Если в офисе температура зашкаливает, то сотрудники также могут претендовать на специальные перерывы, включаемые в рабочее время.

Какие еще меры может применить руководитель в жаркие дни? Допускается сместить график рабочего времени на утренние и вечерние часы. Обязательно нужно обеспечивать работников питьевой охлажденной водой. А в литейных цехах следует организовать выдачу минералки из расчета 1 литр на человека в смену, а также проверять функционирование сатураторных установок с возможностью добавления соли. На производстве важно, чтобы были душевые кабины, а в цехах — дополнительные источники воды. Огневые работы нельзя планировать на выходные дни, их можно проводить только в будни, причем в утренние часы.

Работодатель должен понимать: помещения, где работают люди, желательно оборудовать вентиляторами либо кондиционерами. Также на работе обязательно должна быть аптечка. Кстати, в некоторых компаниях есть даже медицинские пункты.

Если ваш работодатель не выполняет все вышеперечисленные требования, вы можете обратиться в профсоюз. Если ситуация не изменяется, можно жаловаться в госсаннадзор либо в департамент государственной инспекции труда.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА


Зоя ОСОС, заведующая отделением гигиены труда Минского городского центра гигиены и эпидемиологии:

— Микроклимат в производственных и офисных помещениях в теплое время года нормируется в зависимости от категории работы по интенсивности энергозатрат человека. Чем выше энергозатраты сотрудника, тем ниже должна быть температура в помещении. Попытаюсь объяснить это простыми словами. В качестве примера рассмотрим работу офисного работника и кузнеца. Так вот, допустимая температура воздуха в помещении, где трудится «белый воротничок», — 21—28 градусов. В кузнечном цеху показатели уже другие — 15—26 градусов. Понятное дело, что в связи с жаркой погодой эти показатели будут превышены. Но это происходит не по вине нанимателя. Это капризы природы. В таких условиях находятся сейчас не только работники, но и дети, и пожилые люди. Но в этом случае наниматель обязан проводить все возможные защитные мероприятия, чтобы работник трудился в более комфортных условиях. К нам звонят из офисов, интересуются: «У меня в кабинете на градуснике + 30, мне положен перерыв?»Здесь впору сделать два уточнения. Во-первых, даже если у вас очень хороший термометр, его показания могут быть некорректными. Ведь по закону измерять и фиксировать температуру могут только аккредитованные лаборатории или ведомства. Чтобы измерения были правильными, необходимо специальное устройство, а замеры следует проводить по специальному протоколу. Во-вторых, офисные работники, конечно, могут претендовать на перерывы в жаркие дни. Но хочу вас огорчить: наниматель их не оплатит.
azanovich@sb.by


Принять солнце близко к сердцу

Жарко в эти дни и в приемном отделении Городской больницы скорой медицинской помощи Минска. Пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы поступает сейчас больше, чем обычно. Они не просто перегреваются. Аномально высокая температура провоцирует гипертонический криз, коронарную недостаточность и другие опасные недуги.

Больница продолжает принимать любителей солнечных ванн. Несмотря на предупреждения медиков, некоторые засыпают на пляжах и обгорают на грядках. Заведующий приемным отделением БСМП Сергей Дылевский (на снимке) вспоминает таких знойных пациентов: «Привозят перезагоравших с ожогами 1-й, 2-й степени. Как-то была пациентка — пролежала на пляже два часа. О естественном цвете кожи напоминал только светлый треугольник в области шеи».

Вместе с тем многие усвоили: в солнцепек от ярких лучей лучше прятаться, чтобы «не ударило». Правда, мало кто задумывается, что в помещениях нас подстерегает другой удар — тепловой. Скученность людей в одной комнате, отсутствие свежего воздуха, вентиляторов — все это провоцирует сильный перегрев организма. Сергей Дылевский перечисляет симптомы теплового удара: головокружение, головная боль, слабость, одышка, ощущение заложенности в ушах, оглушение сознания вплоть до его потери. Привозят уже с вариантом неврологического или кардиологического диагноза.

Пожилые люди любят поковыряться на огороде, а потом хватаются за тонометр — у них повышается давление. Тут и до гипертонического криза недалеко. У этого состояния есть причина — сосудистая, прежде всего. Жара становится толчком.

Заведующий приемным отделением напоминает, что солнце хорошо в меру. В пик солнечной активности лучше не выходить на улицу с 11.00 до 16—17.00. Надевать легкую одежду из натуральных тканей: лен, хлопок. Обязательно покрывать голову. Проветривать помещение. Пить больше прохладных, несладких напитков. Осторожно с холодной водой и кондиционерами. Простуда, ангина, пневмония ходят рядом с жарой. Пациентам в возрасте наоборот следует контролировать прием жидкости. Многие страдают ишемической болезнью. При таком недуге показано ограничение воды. 

8 жизнь-жара-девушка02-110815 (Копировать).jpg
Август бьет больно. Фото Татьяны Столяровой

А если уж солнце «ударило», то следует незамедлительно оказать пострадавшему помощь. Если перегрелся на солнце, отвести в тень, максимально расстегнуть одежду в области воротника. Если случился тепловой удар, перенести человека в прохладное проветриваемое помещение, возможно, даже просто в коридор. Давать прохладное питье.

Доктор Дылевский рекомендует пить в жару охлажденную негазированную воду: «С минеральной водой тоже надо быть осторожным, так как у нас продают в основном лечебно-столовую, а пить ее кружками нежелательно».

Береженого Бог бережет. Эта народная мудрость как нельзя актуальна в знойные августовские дни.

Drug-olya@yandex.ru


В мечтах о прохладном салоне

На часах почти 11 утра, а в салоне автобуса воздух — хоть ножом режь. Жара затуманивает мозг и вышибает литры пота. Не спасают ни открытые окна и люки, ни вентилятор, тихо жужжащий под потолком. Еще немного — и кто-нибудь упадет в обморок или получит тепловой удар. Что вполне логично: термометр, специально снятый с рамы моего балкона, показывает +33. Смотрю на него и понимаю: пару остановок пешком, пусть даже и под палящим солнцем, куда меньший подвиг. 


Невероятно: летние температурные нормы для салона пассажирского транспорта нигде не прописаны

Сразу оговорюсь: цифры на термометре на самом деле еще ничего не говорят. По мнению эпидемиологов, так замерять температуру некорректно — для этого нужно специальное устройство. Делать это нужно как минимум три раза в день и не тогда, когда солнце в зените. Более того, никаких температурных норм и ограничений для салона в пассажирском транспорте не существует. Прописаны они только для кабины водителя.

Наверняка духота в салоне — хорошая возможность пожаловаться в «Минсктранс». Главный инженер предприятия Олег Дзюбенко уверяет: жалобы на духоту в общественном транспорте к ним пока не поступали. Хотя, предполагает мужчина, пройдет еще неделя пекла и могут появиться первые недовольные. В прошлом году терпение у людей закончилось как раз через две недели изнуряющего зноя. Тогда свое недовольство в письменном виде оформили всего с десяток пассажиров.

Общественный транспорт на линию выходит в заводской комплектации. К слову, по городу курсируют 1575 пассажирских автобусов, 975 троллейбусов и 138 трамваев. «Самостоятельно установить в них кондиционеры у «Минсктранса» нет полномочий, — объясняет Олег Дзюбенко. — Впрочем, если и были бы, то в салонах автобусов, троллейбусов или трамваев кондиционеры вряд ли появились бы. Мероприятие довольно дорогостоящее. Да и невыносимой жары у нас каждое лето от силы две недели. Поэтому кондиционеры установлены только в водительских кабинах». Правда, пока только в новых подвижных составах. Вот и получается, что спасительная прохлада доступна далеко не всем.


Цветы просят воды

От высокой температуры страдают и зеленые насаждения. Пожухлые листья, пожелтевшая трава и поникшие цветы все чаще попадаются на глаза. Погибнуть им, конечно, не дают. Во дворах домов их спасают работники ЖЭСов, при заводах, офисах и магазинах — сотрудники организаций, а вдоль городских улиц и проспектов — «Минскзеленстроя». Каждый день на улицы города предприятие выпускает десятки автоцистерн с водой. На одной из машин поработала и корреспондент «Р». 



Ночное дежурство заканчивается на заре. Фото Татьяны Столяровой

22.30. В ночное дежурство отправляемся с водителем Андреем Раздобудкиным. Первый объект — стела «Минск — город-герой». Наша задача — «напоить» желтые цветы на газоне. Разматываем шланг и вода, кажется, льется прямо из кабины, из которой Андрей даже не выходит. Пять минут — и дело сделано. Вообще, признается водитель, живительную влагу нужно отпускать по нормативу. Кустарники «берут» обычно литров 20,  цветы — 10.

Все, можно ехать дальше. Андрей с легкостью выруливает на проспект Победителей. К слову, управление «Центр», в котором он работает, обслуживает крупные артерии города — проспекты Независимости и Победителей. Махина, в которую помещается 6 тонн воды, направляется к клумбам возле гостиницы «Планета». Специалист уточняет: цветники он поливает каждый день. А еще в списке претендентов на воду — молодые деревья и кустарники.

Несмотря на то, что остался час до полуночи, на улице довольно многолюдно. Так, а почему растения поливают ночью? Оказывается, днем в такую жару можно поливать только деревья и кустарники, причем — под корень. А вот для цветов такая дневная подпитка может стать губительной. Солнечные лучи, проходящие сквозь каплю, преломляются, создают эффект лупы и обжигают нежные лепестки. Поэтому летом работают только ночью или с 3 часов утра. Самый поздний срок — до 10.00.

А мы едем дальше, чтобы освежить клумбы в Александровском сквере. Поливаем их из шланга, хотя в машине есть распыляющая  насадка. Сегодня она нам не подходит, поскольку  вся вода распылится в воздухе, а наша задача — напоить землю. Выливаем остатки влаги и отправляемся на заправку в Веселовку, что за улицей Орловская. Здесь наполняем цистерну и едем дальше. За ночь, уточняет Андрей, машину надо заправить 2—3 раза. Выходит, что за смену в землю уходит от 12 до 18 тонн воды. Впечатляет. За нами в очереди еще две похожие машины. Позже узнаю, что только управление «Центр» отправляет по маршруту 5—6 машин в день. Плюс по городу курсируют авто от каждого районного «Зеленстроя». Если не хватает своих автоцистерн, заказывают их в «Горремавтодоре». И у каждой — свой маршрут. Я свой заканчиваю уже через час. Рабочая смена Андрея Раздобудкина завершится в 6 утра. За это время он исколесит сотни километров городских дорог и освежит тысячи цветов, кустарников и деревьев.

В ТЕМУ

Анжелика ПУЗАНКОВА, руководитель службы по благоустройству и содержанию объектов зеленого хозяйства УП «Минскзеленстрой»: 
— Зеленые насаждения поливаем ежедневно независимо от цифры на термометре. Цветников в Минске около 8 гектаров, газонов и зеленых насаждений — почти 6,5 тысячи гектаров, кустарников — 380 тысяч квадратных метров. В арсенале «Управления по защите растений и содержанию объектов городского благоустройства» есть техника, позволяющая заниматься внутрипочвенным поливом и орошением.


КСТАТИ

Животные от аномального тепла тоже страдают. Мы прогулялись по Минскому  зоопарку и узнали, как спасаются от солнечных лучей братья наши меньшие.   



— Стараемся кормить животных охлажденным мясом, предлагаем прохладную воду, в рацион добавляем больше фруктов, овощей и зелени, — младший научный сотрудник Минского зоопарка Татьяна Ильясова-Кононова рассказывает о меню, которое адаптировано под нынешнюю погоду. — Кроме этого, в каждом вольере у нас стоят емкости с водой. Следим, чтобы у каждого зверя было какое-то укрытие или тень. 

Теплые дни, например, плохо переносит мохнатый медведь Тристан. Не зря в его вольере  стоит персональная ванна. Воду в ней меняют каждый день. Более того, в качестве десерта медведю ежедневно предлагают целое ведро «мороженого» — замороженное молоко.

— Животные переносят жару более стойко, чем люди, — рассказывает Татьяна Ильясова-Кононова. — У них все предусмотрено природой: птицы пушат перья, волки и лисы роют ямы, тигрицы не выходят на солнце до вечера.
misnilena@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter