Утомленные пробками

22 сентября почти две тысячи городов по всему миру проводят День без автомобиля. Несколько лет назад к акции присоединилась Россия
СДАЛ АВТО, ДРУЖОК? ПОЛУЧИ ПИРОЖОК

Главный девиз: «Город как пространство для людей». В Москве акция проходит с 2008 года. С каждым годом энтузиастов становится больше. Постепенно подключились Курск, Уфа, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и другие города.

При поддержке Министерства транспорта России запустили всероссийскую акцию «На работу на велосипеде». В разных городах она стартовала 16 сентября. Чтобы поощрить активистов, их местные кафе даже бесплатно угощали кофе с пирожками. 

В Санкт-Петербурге провели фестиваль роликов, сигвеев и гироскутеров. 

Пример подают даже чиновники. Президент Татарстана Рустам Минниханов поехал на работу на велосипеде. Мэр Ханты-Мансийска Василий Филипенко и вовсе пошел пешком. От машин отказалась вся администрация Нальчика. 

НАЗЕМНОЕ КОЛЬЦО – СТОЛИЦЫ УКРАШЕНЬЕ

Пионер по новшествам – Москва, здесь зарегистрировано четыре миллиона автомобилей, в Подмосковье – еще три. Город с трудом «переваривает» это количество. Поэтому ввели выделенные полосы для общественного транспорта, платную парковку в центре и запретили заезжать туда большегрузам.

– В столице ведется разумная политика расширения дорожной сети. Но нельзя бесконечно наращивать квадратные метры трасс. Москва – город для людей, а не для машин, – считает глава Мосприроды Антон Кульбачевский.

На День города, 10 сентября, Сергей Собянин дал старт Московскому центральному кольцу (МЦК) – так называемому наземному метро. Метрополитен стал доступнее еще для двух миллионов москвичей. Готовится к запуску другое огромное кольцо, на этот раз подземное. Это ТПК – Третий пересадочный контур. Его будут вводить в строй частями до 2019 года.

– МЦК и ТПК создают совсем другие поперечные связи внутри города, когда человеку не нужно ехать сначала в центр и потом обратно. В некоторых случаях удастся сэкономить время в четыре-пять раз, – пояснил С. Собянин. – Нужно уходить от старого стереотипа, что автомобиль – это верх престижа. В европейских городах давно уже другая тенденция – улицы отдают пешеходам, благоустраивают. Мы идем тем же путем.

Внедряют и необычную систему замены личных авто – каршеринг. Это когда можно арендовать машину всего на несколько часов или даже минут и бросить ее в любом месте. Сейчас по Москве разбросано около тысячи авто. В день одной машиной пользуются около десяти разных людей. Выходит в два раза дешевле такси, и парковка – даром...


Вот он – «одинокий рейнджер» здорового образа жизни!

Как я рад, меня ждет велопарад!

Старт 24 сентября от Останкинского проезда в 12.00. Финиш – в парке «Красная Пресня». Прокатятся более тридцати тысяч человек.

– В этом году парад посвятили Году кино. Киностудия имени Горького придумала специальные конкурсы, – рассказал «СВ» организатор Владимир Кумов. – Еще сотрудничаем с Мосприродой. Эта организация приготовила участникам сюрприз в честь Дня без автомобиля. Будет интересно. Приглашаем всех!

А я кручу педали по Москве...

Главный редактор сайта ЗаРулем.рф Артур Саруханов с недавних пор «рулит» только по выходным, а на работу ездит на велосипеде или… бегает.

Знаете, как я люблю машины? Очень! Недаром больше десяти лет верчусь в автожурналистике. Но с годами начинаешь ценить то, что действительно важно – здоровье и время. Сознательный отказ от автомобиля как раз из этой серии.

Однажды прикинул, сколько каждый день трачу на поездку из дома на работу и обратно. На машине (а приходится ехать в часы пик) никак не меньше часа в одну сторону. То есть минимум 120 минут в день сидения на пятой точке, нервотрепки из-за дорожных ситуаций и поиска парковки. Не говоря уже о выхлопах в атмосферу. При этом на тот же путь на общественном транспорте (плюс самокат от метро) гарантированно уходило 50 минут, и в дороге можно было читать книжки. Я быстро спешился. Как только солнышко стало пригревать, подумал: а что, если попробовать преодолеть «свои» 16 км на велосипеде? Да, по дорогам общего пользования. Да, без чтива. Но и без проездного билета. Да еще и с фитнесом! По времени – те же 45 – 50 минут. 

Есть и неудобства: после активного кручения педалей нужен душ или хотя бы сменный комплект одежды. Временами реально опасно: хотя движение в Москве становится все более цивилизованным, велосипедистов научились замечать далеко не все. Руку уже однажды ломал… Без шлема не выезжаю, каждую секунду начеку. Ну, и погода в наших широтах  весьма непредсказуемая.

Но, знаете, ощущения после велопоездки ни в какие сравнения не идут с «мытарствами» в пробках или обыденной поездкой в метро. 

А этим летом я увлекся бегом. И в один из погожих вечеров бросил велосипед и... побежал. 

Автобусное метро и перехватывающие парковки

Как решают проблему в других городах страны.

✔ Сегодня каждый третий житель Новосибирска имеет машину: на полтора миллиона человек приходится шестьсот тысяч зарегистрированных авто. Как результат – многокилометровые заторы каждое утро и вечер. В Новосибирске планируют активнее задействовать свой метрополитен. Для этого возле остановок построят большие перехватывающие парковки.

✔ В Тюмени создадут «автобусное метро». Глава администрации Александр Моор заявил, что в будущем общественный транспорт станет перемещаться по принципу метрополитена. Будет создана система, когда автобусы ездят по специально отведенным полосам «А» по очень четкому графику. То есть дисциплину метрополитена внедрят на обычных магистралях. Рассчитывают, что утомленные пробками автомобилисты пересядут на общественный транспорт.

✔ Сочи и придумывать ничего не пришлось. Благодаря Олимпиаде в городе появилась современная инфраструктура, почти четыреста километров дорог, 22 тоннеля, 200 километров железнодорожного полотна, 54 моста для поездов и электричек. 

Многие автобусы, работавшие в 2014-м, вернулись в свои регионы, однако «Транспортная дирекция Олимпийских игр» передала в муниципальную собственность спецавтопарк по улице Голенева для 229 автобусов, оснащенных оборудованием для инвалидов-колясочников. Вжились в местную инфраструктуру и поезда «Ласточки».

Николай АЛЕКСЕЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter