Уточним адрес помощи

В конце минувшего года изменились условия оказания государственной адресной социальной помощи. Число получивших такой вид поддержки значительно возросло. Но и сегодня остаются вопросы. “Прямая линия” с начальником управления государственной социальной поддержки населения Министерства труда и социальной защиты Валентиной СЕРГЕЕВОЙ позволила многим получить необходимую информацию.
(Окончание.
Начало в № 87, 89.)

— Ангелина Семеновна из Молодечненского района. Я участница войны, мне 79 лет. Живем с дочерью, она инвалид второй группы с детства. Наши доходы, мою пенсию 556 тысяч рублей и ее
165 тысяч , соединяют и делят на двоих. И нам не дают адресную помощь, совсем забыли двух слабых женщин.
— Да, Ангелина Семеновна, вы не можете претендовать на этот вид государственной поддержки, поскольку доход в вашей семье примерно 360 тысяч рублей на человека. Но вы можете претендовать на материальную помощь из Фонда социальной защиты населения.
— Ой, один раз дали 50 тысяч рублей.
— Еще раз обратитесь.
— Виктория Адамовна, Минск. Какой средний размер ежемесячного и единовременного пособия?
— Средний размер пособия на одного человека в месяц в первом  квартале составил 57,4 тысячи рублей. Единовременное социальное пособие получили 3,5 тысячи человек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, средний размер этих выплат около 100 тысяч рублей.
— А какие категории в основном получают адресную помощь?
— Основными получателями являются многодетные
и неполные семьи. Они составляют 60,7 процента от общей численности получателей. Причем представителей многодетных семей — 32 процента (39 тысяч человек), неполных семей — 30,5 процента (39,4 тысячи человек). Отмечу, что данный показатель ниже прошлогоднего — 85 процентов. Это обусловлено в первую очередь предпринятыми мерами по усилению социальной поддержки семей с детьми.
— Людмила Константиновна Луганская, Витебск. Наверное, не все обратившиеся за адресной помощью получают ее. По каким причинам наиболее часто отказывают людям?
— В первом квартале нынешнего года в органы по труду, занятости и соцзащите за назначением адресной социальной помощи обратилось более 147 тысяч человек, из них помощь назначена почти 130 тысячам граждан. Наиболее часто встречающиеся причины, по которым вынесены решения об отказе в назначении социальных пособий, это когда доходы хоть незначительно превышают установленный критерий нуждаемости. Имеют место случаи представления недостоверной информации, а также ситуации, когда трудоспособные члены семьи длительное время не работают. К примеру, подростки 16—18 лет не учатся, не работают и не состоят на учете по безработице. В таком случае комиссия имеет право назначить пособие на один месяц и дать рекомендации по трудоустройству. То есть помощь оказывается лишь на первых порах. Если не предпринимаются попытки увеличить свой доход, игнорируются рекомендации, то при повторных обращениях им в помощи может быть отказано.
Нельзя не сказать и вот о чем. Заметен рост иждивенческих настроений среди отдельных трудоспособных граждан, которые рассматривают ежемесячное социальное пособие как один из источников доходов, прибавку к зарплате.
— Ольга Викторовна, Пружанский район. Оказывается, не все пенсионеры знают, что им положена адресная помощь. Читала в прессе, что только 5,4 тысячи одиноких нетрудоспособных граждан получили пособия, это 4,2 процента от общей численности получателей. И это при том, что почти у 270 тысяч пенсионеров размер пенсии ниже бюджета прожиточного минимума (11 процентов всех пенсионеров). Как планируется довести до них эту информацию?
— На недавней коллегии министром труда и социальной защиты дано поручение всем управлениям по труду, занятости и социальной защите составить банки данных. В управлениях есть пенсионные дела, там отмечено, где живет человек и какой размер пенсии имеет. С привлечением социальных работников эти вопросы будут решаться. К этим людям применяется не заявительный, а выявительный принцип. Думается, и отчет о нашей “прямой линии” также послужит делу просвещения жителей республики.
— Анна Павловна Хохлова, Минск. Есть объективные причины, по которым у человека невысокие доходы, а есть субъективные. Но, на мой взгляд, человеку нужно оказывать помощь всегда.
— К объективным причинам малообеспеченности могут быть отнесены всего несколько случаев. Это когда неработающие трудоспособные граждане зарегистрированы в качестве безработных не менее трех месяцев и выполняют обязанности безработного или когда осуществляют уход за инвалидами первой группы, престарелыми людьми, достигшими 80-летнего возраста, детьми-инвалидами. Все другие случаи по своей сути являются субъективными, зависящими от самого гражданина либо от нанимателя. Гражданин должен предпринимать шаги по улучшению своего благополучия. Имеет обязательства и наниматель, который должен обеспечить гарантированный государством минимальный уровень зарплаты.
— Олег Иванов, Минск. Почти 130 тысяч человек получили в первом квартале адресную помощь. Во втором — они уже не могут на нее претендовать, поскольку у них доходы равны БПМ. А можете ли вы спрогнозировать, что будет в третьем квартале?
— Трудно спрогнозировать, что будет в третьем квартале. Можно лишь сказать, что в апреле обращений на 40 процентов меньше, чем среднемесячно в первом квартале. А в первые три месяца года был всплеск, это вызвано большой разъяснительной работой.
— Инна из Постав. Мы с мужем не живем вместе, но брак не расторгнут. Могут ли мне назначить адресную помощь, не учитывая его доходы?
— Да, в том случае, если вы оформите алименты.
— Алимпиада Владимировна Рабкова, из Гомеля.
Я прописана в Гомеле, а проживаю постоянно в деревне. В моей квартире проживает внучка, она в декретном отпуске, ее доход составляет 160 тысяч рублей. Муж-водитель зарабатывает 450 тысяч. Двое детей: 6 лет и 9 месяцев. Обратились за адресной помощью — отказали. Мол, раз бабушка прописана, то все должно суммироваться. Но ведь я не веду с ними совместное хозяйство и удостоверяю свое место жительства справкой из сельсовета...
— Алимпиада Владимировна, вы правильно ставите вопрос. Комиссия должна установить факт ведения или совместного, или раздельного хозяйства. И лишь тогда принимать аргументированное решение.
— Ева Дмитриевна. Я
76-летняя пенсионерка, инвалид 2-й группы, проживаю одна, пенсия у меня 170 тысяч рублей. В управления социальной защиты Ленинского района Гродно сказали, что адресная помощь мне не положена, так как за коммунальные услуги я плачу 50 процентов. Скажите, пожалуйста, полагается ли мне в действительности адресная помощь?
— Вам ответили правильно, поскольку в совокупный доход включается денежный эквивалент льгот. У инвалидов же первой группы этот эквивалент в доход не включается.

Мнение:

— В деле назначения адресной помощи должен быть жесткий порядок. Нельзя забыть ни одного человека, который нуждается в поддержке государства, но нельзя, чтобы ею пользовались те, кому она не положена. В СМИ прочитал, что планируется создать единую республиканскую систему учета граждан, обратившихся за назначением адресной помощи, что ведутся проектные работы по созданию государственной информационной сети социальной защиты. С введением ее работа будет более четкой. Кроме того, можно будет выявить проблемы, противоречия, пробелы, которые возникли.

Иван ЖАВРИЦ, г.Слуцк

Мнение:

— Я являюсь инвалидом второй группы, получаю пенсию почти 600 тысяч рублей, муж — инвалид третьей группы, в 68 лет работает. Сын, которому 31 год, инвалид второй группы с детства, у него пенсия 165 тысяч рублей.
Наши доходы суммируются, делятся на троих и доход на человека выходит более бюджета прожиточного минимума. Я считаю, что при назначении помощи сыну нужно учитывать только его доход, поскольку пенсию мы с мужем заработали для себя.

Софья Александровна, Логойский район

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter