Усыпальница для Евфросинии

В  последних  числах  мая  в  Полоцк  прибудет  рака Евфросинии Полоцкой. Возвращения этой святыни  ждали  85  лет

В  последних  числах  мая  в  Полоцк  прибудет  православная  святыня,  возвращения  которой  ждали  85  лет

На эту уникальную операцию понадобится световой день. Рано утром четырехсоткилограммовую серебряную раку разберут на четыре части, упакуют в пенопласт и погрузят в спецавтомобиль. От мастерской брестского эмальера Николая Кузьмича до Полоцкого женского монастыря драгоценный саркофаг проследует особым маршрутом под усиленным конвоем профессионалов. Гробница, которую Беларусь ждала почти целый век, займет свое место у алтаря Кресто-Воздвиженской церкви.      

Полоцк. Монастырь. Перед входом работает дорожная техника и подъемник. До знаменательного дня здесь еще нужно успеть положить новое асфальтовое покрытие и побелить фасад входной брамы. Работы много — времени мало. 

Во внутреннем дворике — три храма, которые разделяет брусчатая дорожка. И семь столетий… Трапезный и Кресто-Воздвиженский построены в XIX веке. Спасо-Евфросиниевский — в XII. Именно в нем до 1922 года покоилась серебряная рака с мощами преподобной Евфросинии Полоцкой. Ровно 85 лет назад реликвию вместе с ризами, окладами, евхаристическими сосудами и другими монастырскими ценностями реквизировали сотрудники НКВД. Мощи святой отправили на атеистическую выставку в Москву. С тех пор ни 40-пудовый саркофаг, ни бесценный Евфросиниевский крест так больше никто и не видел… И вот утерянная усыпальница возвращается. Вопрос: куда? 

— По всем канонам это должен быть Спасо-Евфросиниевский храм, построенный по заказу святой игуменьи в 1161 году. Но поставить здесь раку, к нашему большому сожалению, едва ли получится. Сейчас сами увидите почему, — отворяет входные двери и ведет за собой матушка Евдокия, настоятельница Полоцкого женского монастыря.   

Внутри сыро и прохладно, как в пещере. Всюду — деревянные леса. На стенах для непосвященного и вовсе путаница: росписи идут поверх слоя однотонной масляной краски. Из-под него во многих местах проступают еще более древние лики святых… Эти наплывы — сама история, сгустки красок, законсервировавшие целые эпохи. Первый слой — уникальные фрески XII века, которыми полоцкие мастера от пола до потолка расписали стены нового храма. Второй — следы трехвекового пребывания ордена иезуитов: царапанные надписи, граффити и сплошная масляная завеса — дело их рук и их совести. В начале XIX века орден ушел, и стены покрыли росписями еще раз — поверх. Теперь московские реставраторы стоят перед дилеммой: в каком виде сохранить верхний слой? Как поскорее вскрыть более древнюю часть фресок, ведь за последние 15 лет не сделана и половина этой работы… 

— Чтобы завершить все, потребуется еще 3—4 года. Поэтому к 5 июня, Дню памяти преподобной, мы планируем восстановить иконостас и полностью закончить внешнюю отделку храма, — рассказывает матушка Евдокия. — Новую раку, изготовленную по заказу Белорусской православной церкви, решено смонтировать и временно разместить в центральной части Кресто-Воздвиженского собора. По-другому, увы, пока не получится никак.   

А жаль. шестнадцать ступеней вверх через толщу западной стены — и вы у кельи Евфросинии Полоцкой. Вот ее лежанка у окна. За кованой дверью — два на два метра комнатка, высокие расписные своды и ниши для книг. Через стенку — келья двоюродной сестры Евпраксии, с которой она в конце жизни отправилась в Иерусалим поклониться Гробу Господню… Еще одна спиралевидная лесенка — и мы на чердаке. Под новой крышей сохранились остатки венчающей части XII века — храмовые закомары и кокошники. Вещь по нынешним временам просто уникальная… Куда ни посмотри, всюду отголоски той далекой эпохи, все здесь хранит запах ладана и молитвенную благодать 9-вековой давности. Но, увы, реставраторы не всесильны: раку все равно поставят в соборе по соседству. 

На нем пять куполов, он гораздо просторнее и, что примечательно, внутри уже стоят две деревянные раки. Одна из них — та, что в левой части, — представляет собой гроб, в котором в 1910 году мощи преподобной перенесли из Киево-Печерской лавры в Полоцк. Сейчас в нем покоятся семикилограммовые цепи-вериги: как утверждают историки, именно их носила на себе при жизни преподобная игуменья. Возле иконостаса, в самом центре зала, — вторая дубовая рака, в которую вложен кипарисовый гроб с мощами Евфросинии Полоцкой. В 1943 году их доставили в монастырь из Витебского краеведческого музея. Саркофаг сделали только в начале 90-х… 

Итак, в последних числах мая именно сюда, в Кресто-Воздвиженский собор, доставят и соберут новую серебряную усыпальницу — копию той, что похитили в 1922-м. Внутрь поставят кипарисовый гроб, изготовленный минским мастером, и переложат в него нетленные мощи небесной заступницы земли белорусской. Все. Теперь можно будет смело говорить о том, что в Беларусь вернулась реликвия, которую ждали без малого 85 лет. 

— К 5 июня мы ожидаем много гостей: в их числе — 11 архиереев во главе с митрополитом, а также сотни паломников из Украины, России, Польши и Молдовы. У 60 насельниц монастыря сейчас нет ни одной свободной минутки: приводим в порядок территорию, готовим новую трапезную, лавки, свечи и угощение, — рассказывает матушка Евдокия. — К знаменательной дате выйдут две брошюры об истории монастыря и о жизни игуменьи,  а также крестик пре­подобной. 

 Полоцк—Минск     

-------------------------------

Это факт

На изготовление раки Евфросинии Полоцкой потребовалось 126 килограммов 100 граммов сплавов серебра. Ее окончательный вес вместе с бронзовыми позолоченными вставками составляет 400 килограммов, уточнили «Р» в Государственной инспекции пробирного надзора Министерства финансов Беларуси. Решение о воссоздании уникальной раки Белорусский экзархат принял в 2002 году. Распоряжение о закупке и безвозмездной передаче церкви листового серебра лично подписал Президент Беларуси. 

---------------------------------

«Прямая речь» 

Николай Кузьмич, брестский мастер-эмальер:  

— Ковчег для мощей преподобной стал третьим по счету заказом Белорусской православной церкви после креста Евфросинии Полоцкой и ставротеки-футляра. Рака сложна большим объемом работы. По сути, это огромное ювелирное произведение, аналогов которому в Беларуси еще не создавалось. А нас всего трое: мастер и двое подмастерьев… Признаюсь честно, чувствую себя сейчас, как корабль, который вернулся в порт из дальнего плавания и стал на разгрузку. Это огромный этап в моей жизни, опыт, новая профессиональная высота. Для Беларуси это возвращение истории и нашего общего культурного наследия. Это бесценный вклад в копилку духовности, за который будущие поколения скажут нам спасибо.  

---------------------------------

На снимках: так выглядит восстановленная рака.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter