Устрицам с минтаем не по пути

В январе-феврале белорусы резко сократили потребление рыбы и морепродуктов

Кусочки ароматной сельди, скумбрии или лосося в вакууме, рыбные пресервы, салаты с овощами и морской капустой… В себестоимости рыбной переработки около 70—75 % приходится на сырье, которое закупается за рубежом. Сегодня на мировом рынке продавцы рыбы и морепродуктов под влиянием падающего спроса вынуждены снижать цены. Но несмотря на это, рынок лихорадит, цены растут, а потребитель «голосует рублем» далеко не в пользу даров моря.

Культура потребления рыбы в каждой стране своя: возможно, норвежец и завтракать не сядет без куска отборной сельди, а вот белорус без морских деликатесов может обходиться долгое время. «Ну что я приготовлю из рыбы? Если на те же деньги купить кусок свинины на косточке, то можно всю семью накормить и первым  блюдом  и вторым», — подобным образом рассуждают многие хозяйки. Долгие годы медики ратовали за то, чтобы увеличить присутствие рыбы и морепродуктов в рационе наших граждан. Но, похоже, в ближайшее время их надеждам сбыться не суждено. В январе-феврале текущего года потребление этих продуктов резко сократилось — на 16,7 % к аналогичному периоду 2008-го, до 12,5 тыс. тонн, — сообщили в Белстате. Получается, что на одного белоруса пришлось всего 650 г  в месяц, и такими темпами  к концу года мы выйдем на показатель среднедушевого потребления около 8 кг в год. Беларусь, конечно, не Япония или Норвегия, где на одного жителя приходится 50—60 кг рыбы в год, но тем не менее…

Для нашей страны импорт рыбы — «критическая» статья, и именно таким эпитетом можно обрисовать сегодня положение поставщиков этого продукта. Падение спроса делает зарубежных «рыболовов» более сговорчивыми — они снижают цены, отодвигают сроки оплаты за отгруженный товар, рассказала коммерческий директор  ГТПУП «Белрыба»  Елена  Приходько. «Мы постоянно ведем переговоры с поставщиками, и не скажу, что они диктуют свои условия, — замечает исполнительный директор СП «Леор Пластик» Ольга Лемницкая. 

— Основной круг партнеров сформирован, появляются и новые, готовые сбросить цены, но при этом обеспечить необходимое качество сырья». По некоторым оценкам, стоимость той же норвежской сельди в евро упала за последние месяцы примерно на 20 %, некоторые виды рыбы потеряли в цене еще больше. И на этом фоне стоимость свежемороженого продукта в Беларуси удивительным образом скакнула вверх. Видимо, не случайно импортерами интересуются в Минэкономики, где проводят мониторинг цен на ряд ключевых товарных позиций, в том числе и на рыбу. С недоумением недавно выступило и Управление делами Президента: круг поставщиков в начале года определен, цены заявлены, но взятые на себя обязательства компании не выполняют. Так, по оценкам специалистов, вместо обещанных низких цен многие «взвинтили» их на 40—70 % по различным видам морепродуктов.

Реакция потребителей не заставила себя долго ждать. Магазины с трудом распродавали старые запасы, новых заявок почти не делали, возникли проблемы с оплатой. Импорт мороженой рыбы уже в январе 2009 г. сократился более чем в 5 раз к январю 2008-го. По информации Белстата, за январь в нашу страну поставлено 1 942 тонны морских уловов — 18,5 % к такому же периоду прошлого года. В денежном выражении рыбный импорт оценивается в 3 672,4 тыс. долларов (20,5 %). Статистика значительного повышения цен не зафиксировала. Так, если в январе прошлого года 1 кг поставленной продукции стоил в среднем 1,7 доллара, то в январе 2009-го — 1,9 доллара. Средняя цена 1 кг рыбы, завезенного из стран СНГ, снизилась с 1,83 до 1,73 доллара, из дальнего зарубежья — увеличилась с 1,69 до 1,9 доллара. Некоторые колебания можно объяснить также изменением структуры поставок в пользу более дешевых даров моря, но даже с этой поправкой значительного  удорожания  не  наблюдается.

Как справляются с подобными метаморфозами переработчики? «В начале января мы немного подняли цены на свою продукцию, но потом на часть ассортимента снизили: удержаться бы на рынке», — рассказывает Ольга Лемницкая. В компании «Леор пластик» оценивают снижение спроса на продукцию на 10 %, но это значительно меньше, чем «потери» на российском рынке. «Белрыба» держит цены на продукцию собственного производства в пределах допустимого индекса, не более 0,8—0,9 % в месяц. «Исключение — несколько видов пресервов, производство которых стало для предприятия убыточным», — пояснила Елена Приходько. А в ИП «Вкус рыбы» планируют цены снижать, чтобы не остаться за бортом конкуренции. Так сложилось, что правила игры на рынке диктуют несколько крупных игроков — на них и вынуждены ориентироваться более мелкие компании.

Похоже, и для потребителей заканчивается то время, когда можно было спокойно, не задумываясь, класть продукт в тележку. Сегодня приходится не только держать в уме цены, но и пристально изучать надписи на упаковках. Думается, что в ближайшее время новых открытий посетителям магазинов не избежать. «Приоритеты потребителей меняются в сторону более дешевой продукции, а потому мы пересматриваем ассортимент, меняем фасовку, перестраиваем технологические линии под новые потребности», — поясняет Ольга Лемницкая. Подобной стратегии придерживаются и многие другие предприятия. На «Белрыбе» планируют не только расширить ассортимент продукции собственного производства, но и больше ввозить из-за рубежа. Дополнительный импульс получит и развитие фирменной торговли. «В 2009 г. мы планируем реализовывать 25—27 % рыбной продукции через собственную сбытовую сеть, — рассказала Елена Приходько. — Она будет расширена на 10 магазинов в Минске, еще не менее 20 объектов появится в регионах».

Кроме того, сегодня удачное время для входа на рынок — с технологиями, ориентированными на изменившиеся запросы потребителей. Легче начать с нуля, чем перестроить то, что уже создано, считают некоторые эксперты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter