Устный договор не стоит бумаги, на которой он написан

Многие помнят прошлогоднюю весеннюю сенсацию, взбудоражившую Гомельщину, когда практически все работники колхоза "Путь к коммунизму", что в деревне Хильчицы Житковичского района, ушли "под крыло" к фермеру Михаилу Шрубу.
Многие помнят прошлогоднюю весеннюю сенсацию, взбудоражившую Гомельщину, когда практически все работники колхоза "Путь к коммунизму", что в деревне Хильчицы Житковичского района, ушли "под крыло" к фермеру Михаилу Шрубу.

Несмотря на скромные размеры колхоза, весной 2002 года его "богатство" исчислялось 340 миллионами разнообразных долгов - больше тысячи долларов на каждого из 166 колхозников. "Трудовые усилия" на конец 2001 года ознаменовались 122 миллионами рублей убытков. С одного гектара удавалось собрать раз в 20 - 30 меньше продукции, чем с расположенного рядом фермерского. Вспоминать о зарплате тогда считалось бестактным. А тут еще "неожиданно нагрянула" посевная. Оказывая финансовую и технологическую помощь нищему колхозу, Михаил Шруб не стал терять времени на юридические тонкости: оба хозяйства де-факто заработали как единое целое. Фермер рассчитался по унаследованным долгам, стал платить налоги и погашать банковские кредиты колхоза. Пьянство и воровство, считавшиеся ранее обычным явлением, были возведены в ранг ЧП. Увольнений до сих пор не было, но рублем Шруб бьет лентяев нещадно.

По итогам сельскохозяйственного года обнаружилось, что те же самые люди неожиданно для себя выдали на-гора зерна и молока почти в полтора раза больше, чем при "колхозной власти". "Шрубовская" корова дает 7,6 литра молока при районном показателе 3 литра. За год получена прибыль - 350 миллионов рублей. Рентабельность составила около 90 процентов, что недосягаемо даже для промышленных монополистов, не то что для сельского предприятия, занимающегося "планово убыточным" молочным животноводством и растениеводством. Бывшие колхозники уже привыкли, что зарплата (вдвое превышающая среднерайонную) выдается день в день.

Достижения можно перечислять долго. Ничего бы этого не было, если бы весной фермер стал благоразумно дожидаться формального объединения хозяйств. Он ждал бы по сей день. И осенью "Путь к коммунизму" привычно пополнил бы свою коллекцию убытков, проев очередную порцию дотаций. Однако уже 10 месяцев Шрубу не удается зарегистрировать новый субъект хозяйствования. Колхоз же продолжает существовать только на бумаге, а и. о. председателя "Пути к коммунизму" Михаилу Точило проверяющие аккуратно выписывают штрафы "за искажение отчетности" (в отчетах в качестве производителя продукции указывается фермерское хозяйство, а не колхоз-"призрак").

Отказ Гомельского облисполкома в перерегистрации крестьянского хозяйства мотивирован тем, что примененная форма реорганизации может привести к ущемлению прав членов колхоза. Осторожность властей объяснима - учитывая необычность происходящего, приходится действовать особенно осмотрительно, чтобы предусмотреть нюансы, которые могут возникнуть в далеком или близком будущем, избежать "революций".

Власти предлагают иные пути реформирования. В частности, раздел колхоза на паи, чтобы затем каждый мог распорядиться своей долей, в том числе и подарить ее Шрубу.

- Я не против паев, - говорит фермер. - Мне было бы проще, если бы у нас работала эта система - как в России, Украине. Я бы мог сам выбирать, с кем работать. Думаю, это деление придумано не для того, чтобы спасти людей, а чтобы сказать - спасайтесь сами. У нас есть колхозники, имеющие паи в России, и что-то я не припомню, чтобы эти люди хоть раз ездили за дивидендами...

Главной своей проблемой Шруб считает взаимоотношения с районными властями. В его конфликт с главой Житковичского райисполкома Петром Савицким неоднократно вовлекались прокуратура, Комитет госконтроля, министерские и ведомственные комиссии. Досталось обеим сторонам: госконтроль поставил вопрос о соответствии Савицкого должности (председатель остался на месте), а фермер уже привык к тому, что каждое его действие рассматривается "под микроскопом". Шруб "особое отношение" райисполкома объясняет просто

: - Зачем, чтобы кто-то демонстрировал своей работой уровень их компетентности? На землях с тем же баллом, но гораздо меньшей площади, мы получаем урожай, многократно превышающий колхозный - и количественно, и качественно. Так что властям спокойнее без Шруба. Петр Николаевич изначально рассматривает фермера как нечто чужеродное. Он мне когда-то сказал: "Мы кормим людей, а ты живешь для себя". Сейчас видно, кто как накормил... Я приму критику района, когда колхозы начнут, к примеру, доить хотя бы 6 литров молока.

Петр Савицкий обвинения в предвзятом отношении отвергает и ссылается на облисполком, где принимается решение о регистрации.

- Я за объединение, но как председатель райисполкома должен следить, чтобы все было законно. Но не хотел бы оказаться крайним, - объяснил свою позицию глава района.

- Мы в начале пути, который еще никто не проходил, в законодательстве механизм не расписан, - сказал начальник управления юстиции Гомельского облисполкома Валентин Макаревич. - Да, колхозники вправе сами распоряжаться своим имуществом, но следует предусмотреть и случай "развода". Я знаю, Михаил Григорьевич никого не обидит, но если уж вы решили передать ему свои доли, то зафиксируйте в определенном соглашении, что получаете взамен.

Михаила Шруба это полностью устраивает

: - Покажите, где записать гарантии. Если недостаточно коллективного договора, где все и так расписано...

P.S. Пока материал готовился к печати, стало известно, что Гомельский областной хозяйственный суд вынес решение об отказе крестьянскому хозяйству М. Шруба в его иске к облиполкому. Фермер заявил о своем намерении обжаловать это решение в установленном законом порядке.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter