Усталость жидкого металла

Куда покатится ртутный шарик?

Куда покатится ртутный шарик?


В таблице Менделеева под атомным номером 80 расположен химический элемент, который вот уже больше десяти лет не дает покоя ряду министерств и ведомств. Этот элемент — ртуть. Решая, что делать с жидким металлом, специалисты затеяли бюрократическую лапту с перекладыванием ответственности. Одни говорят, что 80–й элемент представляет собой металл — значит, заниматься им должны промышленники. Вторые отбиваются: мол, это вредный отход, вотчина экологов. Третьи играют по правилам, но не в свою пользу. А в эпицентре этих препирательств — маленький ртутный шарик, который способен наделать больших бед. Ведь вопрос, кто же должен собирать и утилизировать опасное химическое вещество, у нас по–прежнему толком не решен.


Проводы термометра


Все неприятности начинаются с градусника. Мой в один прекрасный день сломался. На упаковках у нас не пишут, что делать с поломанным прибором, содержащим ртуть, и выяснять это пришлось методом эксперимента.


Первым делом направился в аптеку. Провизор удивилась, спросила что–то о наличии чека, а когда узнала, что градусник — мой ровесник, развела руками. Правда, добрая женщина посоветовала обратиться в поликлинику. Может, там знают?


Не знают. В регистратуре отшатнулись, будто принес не термометр, а колбу с экзотическим вирусом. И лишь старшая медсестра подсказала: поищите специальный контейнер вроде того, который предназначен для раздельного сбора мусора.


Чудо–контейнера, увы, не нашлось. Зато рецепт мне выдали в ЖЭУ.


— Градусники, лампы... Мы их выбрасываем. Но тут есть правило. Не стоит бросать в мусоропровод. Надо выйти на улицу и аккуратно положить в контейнер. Чтобы ртуть не разлилась по стояку.


Перед тем как положить трубку, сотрудник ЖЭУ тяжело вздохнул. И я понял его скорбь. Ямочный ремонт во дворах, парковки на зеленых зонах, водомеры и энергосбережение... Куда тут до жидкого металла.


Последняя надежда была на специализированное предприятие по утилизации ртути, но там, услышав, что расстаться с термометром желает не юридическое лицо, а всего лишь физическое, тоже дали от ворот поворот.


...Завернув градусник в салфетку, я выполнил правило ЖЭУ.


Ртутная ловушка


Результат эксперимента оказался предсказуемым, как осенний листопад: экология всем «до лампочки». Не дойдя и до второго круга поисков, обычный гражданин швырнет термометр в мусорное ведро и займется своими делами. И лишь самые настырные правдами и неправдами найдут лазейку, которая все же существует. Единственный сегодня шанс избавиться от старого термометра или люминесцентной лампы — принести их в местный отдел по чрезвычайным ситуациям. Парадоксально, но главными сборщиками ртути у населения вот уже несколько лет являются спасатели. Хотя функцию «старьевщиков» людям, призванным выручать нас из критических ситуаций, никто не вменял.


— В прошлом году в подразделения МЧС обратились 173 человека, которые принесли больше 20 килограммов ртути и ртутьсодержащих отходов, — рассказывает начальник управления аварийно–спасательных служб и ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС Виталий Пекурин. — Много это или мало? Решать не нам. Другой вопрос, что задачи по сбору и утилизации ртути на министерство никто не возлагал. Этой работой мы занялись по собственной инициативе и за собственные средства.


Здесь стоит остановиться подробнее. Ртутная эпопея в МЧС началась в середине 1990–х. Тогда в структуре еще пожарной службы МВД создали специализированные аварийно–спасательные подразделения. На их основе — службу по радиационно–химической защите. Проблема стояла остро, ртути по рукам ходило много. Бытовал миф, будто этот специфический металл чрезвычайно ценен и за него можно выручить хорошие деньги. Речь шла не об обыкновенных градусниках и люминесцентных лампах, а о банках и даже бидонах с опасным веществом.


Специализированного оборудования у спасателей, приезжавших на «ртутные» вызовы, не было. Из спецсредств — лишь защитный костюм и подручные средства: совок, лопата, щетка. Позже своими силами придумали и сконструировали простейшие приспособления — ртутные ловушки. Ничего сложного: железная емкость с присоединенным к ней пылесосом. Самоделка доказала свою эффективность. Но заводских приспособлений в подразделениях так и не дождались, потому что промышленности ртуть — «до лампочки».


— Встал вопрос, что делать с веществом, собранным во время демеркуризации, а также с теми лампами и градусниками, которые приносят в МЧС, — продолжает Виталий Пекурин. — Как оказалось, вариантов немного. Собрав определенное количество ртути, за собственные деньги сдаем ее специализированным предприятиям. А утилизация стоит недешево.


Абсурд? Но и это еще не все. Представим, что ртуть разлилась на землю. В этом случае утилизировать нужно и грунт. Но это «добро» не примут ни на одном предприятии. Технологии по переработке подобных отходов у нас нет. Кто–то складирует грунт в мини–могильниках, кто–то просто закапывает в землю. Спасатели, предусмотрев все меры безопасности, отходы также оставляют под боком. В каждом областном подразделении МЧС уже скопилось по 200 килограммов загрязненного мусора. Что с ним делать, неясно.


Усталость металла


Почему не организованы пункты приема ртути у населения? Что делать с опасными отходами? Эти вопросы я решил адресовать экологам. Кому как не им, особенно в Год родной земли, заботиться о сохранности природных ландшафтов. Как выяснилось, в данном случае экология тоже «не при делах».


— Организация сети по сбору ртути, которая, напомню, является металлом, — это вопрос к Министерству промышленности, — утверждает начальник специнспекции госконтроля за обращением с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Кузьменков. — Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть Положение о порядке учета, хранения и сбора ртути, ртутьсодержащих отходов. Там сказано, что принимать от граждан неисправные или морально устаревшие ртутные приборы должно государственное объединение «Белвтормет». А вот с переработкой загрязненных грунтов сложнее. Это проблема, над которой еще предстоит подумать.


Есть, по словам Сергея Кузьменкова, и еще один нюанс. В стране работают четыре предприятия, которые перерабатывают ртуть. Все они «частные». То есть сегодня — на рынке, а завтра скажут, что эта сфера деятельности им больше не интересна. Что будем делать тогда?


Это опасение, кстати, имеет под собой основания. В организации «Экология–121», которая принимает от юрлиц люминесцентные лампы, мне рассказали, что заказов нынче стало меньше. Пик был в 2006 году, когда утилизировали 1.200.000 ламп. Сейчас порядок цифр иной. Хотя в магазинах лампы продаются все так же активно. Почему же пошла на убыль переработка? Можно не гадать — предприятия экономят. Утилизация одной лампы обойдется в среднем в тысячу рублей. Проще тайком сбросить партию старых устройств на свалку или в соседний лесок.


...Но вернемся к нашим градусникам. В Министерстве промышленности, куда меня направили экологи, прояснить ситуацию со сбором ртути не захотели. Напомнили лишь о Законе «Об охране окружающей среды» и тех, кто должен его исполнять. «Если есть необходимость в сети по сбору ртути, пускай ее Минприроды и создает», — таков был ответ.


* * *


В люминесцентной лампе содержится около 250 миллиграммов ртути, в градуснике — всего два. В минских аптеках предприятия «Белфармация» каждый год продается около 55.000 ртутных термометров. Если представить, что примерно столько же градусников уходит на свалки, цифра все равно получается символическая: теряем около 110 граммов жидкого металла. Не потому ли кое–кто ведет себя так инертно и всячески открещивается от проблемы?


Что ж, ртуть коварна. До поры до времени она может и не давать о себе знать. Но когда–нибудь эта экологическая бомба замедленного действия обязательно громыхнет. Неужели экологам и промышленникам это непонятно?


Что делать, если вы разбили градусник?


1. Выведите всех из комнаты, откройте окно.


2. Аккуратно, по направлению от краев к центру, начните собирать шарики ртути. Способов несколько. Можно использовать кисточку, предварительно смочив ее водой. Можно взять размоченную промокашку, газету, хлебный мякиш. Удобно собирать ртуть медицинской грушей.


3. Когда собрали ртуть, вместе с бумагой или другим средством, которым пользовались, положите ее в стеклянную банку. Залейте водой, закройте крышкой и отнесите в ближайшее подразделение МЧС. Куда именно, вам подскажут по 101.


4. Место, где была разлита ртуть, можно обработать раствором марганцовки.


Кстати


В Москве, где также столкнулись с проблемой сбора ртути, выход нашли. В специализированных магазинах поставили коробки, в которые можно выбросить сгоревшую лампу. Денег за это с вас не возьмут. В наших хозмагах до такого ноу–хау пока не додумались.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter