Как оградить своего ребенка от наркотиков?

Успеть до шести

Только за прошлый год из-за курительных смесей на больничных койках оказались около 700 человек...

Все чаще новостные сводки поставляют нам трагические истории, связанные со спайсом. Только за прошлый год из-за курительных смесей на больничных койках оказались около 700 человек, лишь за январь - октябрь, по статистике МВД, было зафиксировано шесть летальных исходов. А вот трагедия уже этого года. В день всех влюбленных милиция по тревожному сигналу примчалась в поселок Привольный Минской области. Звонила хозяйка одной из квартир: у нее дома скончался друг сына. Позже выяснилось: юноша с разбега прыгнул в окно, которое выходит на балкон. Осколки стекла нанесли столько порезов, что парень умер от кровопотери и болевого шока еще до приезда "скорой". Накануне трое друзей - 18-летний и двое 19-летних - тоже курили спайс... Кто сегодня рискует стать очередной жертвой? Только ли, как принято считать, дети из семей состоятельных? И как защитить своего ребенка от одного-единственного неверного шага, который может стать роковым?


Видимость и реальность


Есть такой стереотип: мол, потребители спайса - аудитория обеспеченная, ведь далеко не каждому по карману заплатить за дозу, скажем, долларов семь. Правда, специалисты не столь категоричны. Вот и Ольга Чемоданова, начальник ИДН УВД Минского райисполкома, уверена: здесь нет градации или барьеров, в зоне риска может оказаться абсолютно любой подросток.


- Когда не было спайсов, у нас стояла другая проблема - алкоголизация. Тогда тоже спрашивали: кто пьет? Было ясно, что это дети из самых разных семей, ведь такое злоупотребление - что-то вроде модного движения. К примеру, как подростковая аудитория воспринимает фильмы о зависимостях и их последствиях? У многих они в первую очередь вызывают не страх, а... интерес: как такое может произойти с человеком? В моей практике были благополучные полные семьи, которые заботились о своем ребенке, но он попал в уличную компанию, раз попробовал спайс, понравилось, в итоге начал употреблять систематически. Были и ребята из семей неполных, где сына воспитывала одна мама, достаток невысокий, но ситуация развивалась по тому же сценарию. Только тут появляется еще одна проблема: такой подросток не всегда может купить смесь, поэтому начинает ею торговать...


Мнения, что дети из семьи с любым достатком не застрахованы от таких "приключений", придерживается и Андрей Туровец, детский и семейный психолог. И предлагает обратить внимание на другую сторону медали. Есть общеупотребительный термин "благополучная семья", а есть такой же психологический. И между ними большая разница. Проще говоря, если семья кажется благополучной, еще не значит, что она на самом деле такая. В ней может быть довольно много скрытых негативных течений, которые способны со временем выливаться в соответствующее поведение у детей.


Опасность ежовых рукавиц


Еще одно популярное мнение - дети, которых родители держат в ежовых рукавицах, вырвавшись на свободу, пускаются во все тяжкие. Статистика семейной психологии этот факт не подтверждает. Но и "эффект запретного плода" никто не отменял. Правда, здесь может быть и обратная ситуация: под страхом совершить проступок ребенок не сорвется, устоит перед любым искушением. Так же как выросший в достаточно свободных условиях может просто не проявлять интереса к всевозможным курительным смесям или алкоголю.


И все же, чем опасны ежовые рукавицы? Андрей Туровец подробно объясняет нюансы: дети, которые привыкли жить в системе постоянных запретов, не учатся отвечать сами за себя. А ведь только разумные ограничения с разумной ответственностью дают на выходе положительный результат, когда вопреки всем соблазнам ребенок находит сугубо личные причины для отказа. Вот почему сложно назвать благополучной семью, которая не научила ребенка опираться на внутренний регулятор своего поведения, только на внешний - "нельзя этого делать, потому что родители не разрешают". Стоит такому человеку вырваться на свободу - внешним регулятором его поведения становится среда, в которую он попадает...


К слову, часто молодые люди сопротивляются родительскому давлению. У классиков психологической науки есть даже выражение - "взбунтовавшийся несколько раз в детстве ребенок куда проблемнее того, который бунтовал в три года на кризисе "я сам", в семь - на кризисе социализации и в 12 - 14 - на кризисе подросткового возраста". Андрей Туровец уверен, что родителям нужно дать своему чаду возможность в защищенном режиме пройти этот бунт, показать все положительные и негативные последствия. К сожалению, у наших семей не хватает элементарных знаний, как вместе преодолеть непростой период: уровень компетентности и грамотности родителей очень снизился, несмотря на огромное количество литературы, статей на эту тему, материалов в интернете. Но кто их реально читает и делает выводы? А внутрисемейное общение и вовсе сошло на нет, сегодня все в гаджетах, в телевизоре или того хуже - в алкоголе...


- Родители должны обязательно задуматься о том, какой они пример показывают ребенку. Вспомните старинную аксиому: дети вырастут не такими, как вы им рассказываете, а такими, какими они видят вас. Чаще всего в семье, где ребенок проявил безответственность, кто-то из родителей тоже этим грешит, ведь симптоматическое поведение подростка - лучший рассказчик. Сейчас я занимаюсь с родительскими группами, начинаем с этапа беременности. Так вот для будущих родителей становится огромным открытием: от того, как протекают беременность и роды, как потом папа и мама будут заниматься с малышом, зависит в будущем, попробует он спайс или нет. Дело в том, что в первые три года жизни у нас формируется нейронная сеть мозга, которая предписывает потом всю остальную жизнь и поведение. То есть после трех уже поздно воспитывать, можно лишь повлиять на поведение. А к шести годам малыш - уже зрелая личность, которая знает: будет мучить своих родителей или нет, когда для этого представится подходящее время.


Ольга Чемоданова не спешит обвинять во всех грехах родителей, предлагая рассмотреть обычный рабочий день: даже образцовые мама с папой проводят со своими детьми лишь пару часов, остальное время ребенок в обществе, где работают совсем другие принципы. Еще один важный нюанс подчеркивает Андрей Туровец: если бы институт семейных психологов был доступен и распространен, 90 процентов трагических случаев удалось бы избежать. Это задача семейной политики, которая у нас, увы, пока признает кризисом почему-то только ту ситуацию, когда все уже, что называется, дошло до ручки. К слову, была идея в каждом районе Минска создать психологическую семейную службу, где системные психологи могли бы проводить профилактику, но из-за нехватки средств задумку отложили в долгий ящик. Вот только затраты на расследование и преодоление последствий очередного ЧП оказываются несоизмеримо больше. А ведь психологический иммунитет к злу вырабатывается только в семье - больше нигде: ни детсад, ни школа, ни армия здесь принципиально не помогут.


Советская Белоруссия №43 (24426). Четверг, 6 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter