Успешный тандем. Пинское предприятие мелиоративных систем взяло в аренду сразу два дышавших на ладан СПК. В итоге выиграли люди.

Светлана Омелешко — человек с глубокими сельскими корнями, трудолюбивый и ответственный. Смолоду работала дояркой в местном хозяйстве. Потом по разным причинам настали для колхоза тяжелые времена — приходили в запустение фермы, на полуголодный скот больно было смотреть, равно как и пересчитывать копеечную зарплату. И Светлана устроилась в лабораторию одного из городских учреждений здравоохранения. Одиннадцать лет изо дня в день за 20 километров из Завидчиц отъездила. А год назад ее позвали обратно — в родной колхоз телятницей. На зарплату вдвое выше городской. Здесь сегодня и муж работает, и зять.

Светлана Омелешко — человек с глубокими сельскими корнями, трудолюбивый и ответственный. Смолоду работала дояркой в местном хозяйстве. Потом по разным причинам настали для колхоза тяжелые времена — приходили в запустение фермы, на полуголодный скот больно было смотреть, равно как и пересчитывать копеечную зарплату. И Светлана устроилась в лабораторию одного из городских учреждений здравоохранения. Одиннадцать лет изо дня в день за 20 километров из Завидчиц отъездила. А год назад ее позвали обратно — в родной колхоз телятницей. На зарплату вдвое выше городской. Здесь сегодня и муж работает, и зять.

Новый статус — новый климат

Родной колхоз, да не тот. На правах аренды СПК “Хойновское” вслед за таким же экономически не благополучным СПК имени Котовского в 2008 году взяло под свое крыло Пинское предприятие мелиоративных систем. Изменился не только статус. На отдельно взятом кусочке земли стал иным деловой климат.
— Когда мы принимали этот сельхозучасток, уже было решение райисполкома ферму в Завидчицах сносить, — вспоминает директор Пинского ПМС Петр Колесникович. — Но мы решили восстановить все помещения. Теперь здесь ферма по выращиванию нетелей. Рядом начали строить комплекс на 720 коров европейского уровня с доильным залом. К концу года думаем запустить. А стадо будем формировать из своих же животных, без закупок со стороны. Более того, своих телочек даже стали продавать. Видим, что это выгодное дело.
Четыре года назад перестройку здесь начинали с удоя в 2,5 тысячи килограммов молока на корову. Нынче по сельхозучастку получили больше пяти тысяч, а на ферме в Завидчицах даже до шести. За это время полностью заменили стадо высокопродуктивными животными, обеспечили их кормами, изменили технологию содержания — вот и получили результат. Весь ремонт мелиораторы провели за счет собственных средств. Впрочем, работы продолжаются — строится КЗС, завершается реконструкция склада, приводится в порядок территория. Эстетика — тоже дело не последней важности, считает новое начальство.

Разумный тандем

Зачем руководителю вполне успешного предприятия, сумевшему за 15 лет отладить также в свое время порядочно буксовавший механизм ПМС, такая обуза с миллиардными долгами, многие тогда не могли понять. Расчет же у Петра Колесниковича, толкового, рачительного хозяйственника, был прост:
— Задача перед нами стояла не только сельхоз-
производство на должный уровень вывести, но и рабочие места мелиораторов сохранить. Ведь работа у нас сезонная, а высокопроизводительная техника должна быть загружена круглый год. Вот и созрела мысль взять в аренду колхоз. Потом появился еще один... Словом, сложился хороший тандем мелиоративного и сельскохозяйственного предприятий. И уже на сегодняшний день мы, можно сказать, решили вопросы с землей, с народом и свой коллектив загрузили до предела. Сегодня нет простоев, работы хватает всем — только успевай справляться.
Сельхозпроизводство сегодня составляет примерно треть деятельности ПМС, остальное — родная стихия, мелиорация. Но и здесь забот не меньше: предприятию досталось ни много ни мало 7,2 тысячи гектаров земли. Причем земли не самой богатой. Так что работать есть над чем. Приводятся в порядок поля. А кто как не мелиораторы знают, чего землице не хватает. “Много мы делаем в районе — так для себя не сделать грех, — говорит Колесникович. — Хотя, по большому счету, — не для себя ведь, а для государства, для людей, которые здесь живут. Отдачу ведь может дать земля только в том случае, когда даешь ей”.

Кинь наперед...

По зерновым в своей группе мелиораторы в минувшем году вышли в лидеры. Если до реорганизации здесь молотили по 15—16 центнеров с гектара, то нынче на своих 23-балльных почвах получили 27.
Второй год стадо обеспечивают исключительно собственными кормами. На мелиорированных соб-ственными же силами землях ожили каналы — травы пошли в рост.
Сегодня сельхозучасток Пинского ПМС работает на полной самоокупаемости. Эффективности его производства могут позавидовать многие СПК области. И по выработке на человека он среди лучших в районе. Практически тем же числом работников производство продукции здесь увеличили в три раза. Словом, мелиораторы показали, что могут не только готовить землю для сельского хозяйства, но и сами на ней толково работать. Даже лучше иных аграриев.
Главный зоотехник Нелли Буслейко, чей стаж работы на селе уже более 40 лет,  сравнивает Колесниковича со знаменитым дважды Героем Социалистического Труда Владимиром Ралько, у которого она отработала четверть века, пройдя хорошую профессиональную школу. Она так восхищена стилем работы этого неутомимого и преданного делу человека, что даже посвятила Петру Михайловичу стихи.  Очень, говорит, трудолюбивый, талантливый, ответственный руководитель. За короткий срок со своей командой сумел навести порядок — исключены воровство, недисциплинированность, создан нормальный коллектив.

Из города — в деревню

— Трудяги, которые давно ждали перемен, сегодня довольны. И таких процентов 80, — говорит директор. — С остальными вели работу  индивидуально с каждым. Кому-то порекомендовали написать заявление, кто сам сбежал, не выдержав дисциплины. А из тех, кто еще из СПК “Хойновское” в город подался, примерно 20 человек  вернулись обратно. Люди увидели: если работать с головой, то и достойную зарплату получать можно.
— Под квартиры переоборудовали помещение бывшего Дома творчества. Завершится реорганизация, станем полностью здесь хозяевами — начнем строить жилье. Будем облагораживать село. Чтобы не из деревни, а в деревню народ на работу ехал. В ближайшем будущем, к примеру, строители понадобятся — планы на перспективу есть, — решительно настроен Колесникович.
А почему бы и нет? При средней зарплате по сельхозучастку до 900 тысяч рублей это вполне реально. Тем более что, по большому счету, все мы из деревни родом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter