Как заработать на уборке в студенческом общежитии, знает аспирантка БГУ Диана Ковалева

Успех по полочкам

Аспирантка, преподаватель университета и директор клининговой компании. Это все про 23-летнюю Диану Ковалеву. В Минск девушка приехала из Кричева в 2015-м, поступила на экономический факультет БГУ и уже на 4-м курсе придумала собственный бизнес-проект. Что из этого вышло?

100 и одна идея

— Я всегда была очень активной и амбициозной, — знакомимся с Дианой сразу после ее лекции — теперь она уже сама рассказывает студентам об основах предпринимательской деятельности. — Избиралась президентом школы, потом — председателем студсовета. А когда общественной нагрузки стало меньше, нашла подработку ивент-менеджером. Но однообразные задачи быстро наскучили. Вот и решила придумать что-то интересное. А точнее: 100 идей, как, имея мало денег, сделать много. Клининг в студенческих общежитиях был одной из них.


Девушка хорошо знала, какие сложности бывают у студентов с уборкой, особенно генеральной — в момент выселения. Сама как раз проживала в общежитии. Поэтому и пришла со своим предложением в Стартап-центр БГУ.

— Так я попала в бизнес-школу, обучение в которой помогло двигаться дальше и стать резидентом Стартап-центра, — рассказывает собеседница про следующий шаг.

— Неужели все сразу поверили, что ваша идея может перерасти в полноценный бизнес?

— Нет, конечно. Скептиков было много. Но я всем доказывала, почему это может сработать. Разница между уборкой домашней и профессиональной заметна сразу.
Что было самым сложным на начальном этапе? Найти первых клиентов — потом включилось сарафанное радио. И оформить все необходимые документы: Диана зарегистрировалась как юрлицо, чтобы была возможность привлекать наемных сотрудников. Сейчас в штате уже четыре клинера и пять человек на договоре подряда.

Что такое моп?

И много заказов? — интересуюсь, но все еще с недоверием. — Признаюсь, в студенческие годы у меня просто не было денег на такие услуги.

— В среднем выполняем три-четыре уборки в день. А летом, в сезон выселения, количество заказов значительно вырастает. Соответственно, и рабочих рук требуется больше — до 30 человек.

Подбором персонала Диана занимается лично. Проводит собеседования, озвучивает важные критерии, обращает внимание на внешний вид, пунктуальность, аккуратность. Если все устраивает, приглашает на обучение. Первый этап — теоретический, потом — тестовая уборка. Проверка работы — по специальному чек-листу. Хоть стартап и студенческий, бизнес построен по-взрослому.

— Мы ведь берем ответственность за сохранность чужого имущества, — объясняет молодой руководитель. — Поэтому клинеры должны быть хорошо подготовлены. Уметь работать с инвентарем, понимать, какие мопы (тряпки) и химические средства на каких поверхностях можно использовать. Это помогает не допускать ошибок, которые и у нас были на первых этапах. Однажды, например, испортили поверхность столешницы на кухне — пришлось возмещать ущерб.

К слову, одно время Диана сама выполняла уборки — хорошо понимает, с какими нюансами могут столкнуться сотрудники. Говорит, что сейчас перед началом работы обязательно проводится фотофиксация состояния помещений. Если где-то разбито окно, розетка в стене держится на честном слове и так далее — это сразу докладывается коменданту общежития, чтобы к клинерам не возникало необоснованных претензий. Такие случаи тоже были… Не скрывает:

— Некоторые подводные камни начинаешь замечать только с опытом.

Музыка порядка

Курсы клинингового менеджмента, посещение специализированных выставок... Диана непрерывно продолжает самообразование в выбранном направлении. Разбирается не только в материаловедении, но и видах пыли. Смеется, даже настольная книга — руководство по уборке:
— На рынке появляется все больше инструментов, чтобы упростить труд клинеров. Например, тележки с системой «автоотжим»: с ними не нужно даже наклоняться и касаться мопа. Конечно, можно работать и по старинке. Но автоматизация процесса, правильное использование специальных химических средств позволяют ускорить и упростить уборку. А значит, один сотрудник сможет выполнить больший объем работы. Вот такая экономика.
Сейчас аспирантка Ковалева задумывается о расширении компании. Хочет продвигать сервис клининга в студенческих общежитиях других вузов. Деловито заключает:
— Бизнес этот непростой. И доход он пока приносит не такой стабильный и не такой высокий, как хотелось бы. Но уверена: на клининге можно и нужно зарабатывать.
Впрочем, на деньгах Диана не зацикливается. Говорит, это лишь средство для расширения возможностей. Так, например, в вузе девушка полюбила игру в большой теннис. А год назад начала учиться играть на фортепиано.

— Когда только все успеваете? — удивляюсь такому графику.

— Помогает тайм-менеджмент, — улыбается в ответ, а потом вспоминает: — Еще Гете говорил: «Порядок учит время сберегать».

dekola@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter