Успех нестандартен, но просчитан до мелочей

На  развитых  рынках  корпоративные  требования  к  управлению  более  строгие,  чем  национальные

На  развитых  рынках  корпоративные  требования  к  управлению  более  строгие,  чем  национальные 

Все, кому доводилось изучать опыт   самых передовых компаний мира, понимают, насколько они оторвались от большинства своих конкурентов, вполне уверенно чувствующих себя на рынке. Только равнение на сильных мира сего может помочь предприятию выжить в условиях усиления интеграционных процессов, считают эксперты. И в подтверждение своих слов приводят пример с объединением Германии, когда с экономической карты ее восточной части разом исчезло около 30 тысяч бизнес-единиц. Не исключено, что подобная участь может постигнуть и отечественных субъектов хозяйствования, если они не научатся работать над корпоративными стандартами, совершенствуясь изо дня в день. 

Быть  как  все… 

Вопросы качества выходят сегодня на первый план, и решать их жизненно необходимо для любой экономики. В то же время немало проблем, так или иначе затрагивающих качество, однозначными никак не назовешь. Даже по отношению к самому распространенному во всем мире стандарту — ИСО 9001 — мнения специалистов расходятся. В последние годы к процессам его внедрения активно подключились и белорусские предприятия. Цели преследуют разные — одни, действительно, стремятся к большей эффективности производства, другие подходят к внедрению стандартов весьма формально. В любом случае экспертами отмечается положительное влияние ИСО 9001 на качество менеджмента, однако значительная часть предприятий все же не получает ожидаемого эффекта. «Мы задумываемся над тем, почему внедрение стандартов не гарантирует предприятию лидерства на рынке, — комментирует первый заместитель председателя Госстандарта Виктор Назаренко. — И в связи с этим все чаще говорим о конкурентоспособности». По утверждению специалиста, далеко не все белорусские предприятия могут сегодня оценить уровень своей конкуренто-способности и ориентироваться на него при определении стоимости продукции, услуг. 

На сегодняшний день около миллиона компаний во всем мире сертифицированы по ИСО 9001. «Это базисная система, ею обладают очень многие, — констатирует Петр Калита, президент Украинской ассоциации качества. — И если предприятие подтверждает соответствие этому стандарту, это не дает ему никаких гарантий, что оно будет лучше других. Это лишь способ подтянуться повыше, чтобы идти дальше». Не случайно стандарт ИСО 9001 некоторые специалисты называют «нулевым» уровнем конкурентоспособности, но в то же время не отрицают его значимости для развивающихся рынков. Благодаря разработанным системам качества предприятия со средними экономическими показателями могут решить немало ключевых проблем, что, собственно, и происходило на белорусском рынке. В принципе, к стандартам принято относиться, как к некоему компромиссу: чтобы верхняя планка оставалась досягаемой, но и нижняя обеспечивала приемлемое качество и подталкивала предприятия к развитию. Например, японцы еще два десятилетия назад с гордостью заявляли своим коллегам из других стран, что их жесткие стандарты делают японские компании непревзойденными на мировом рынке. Однако несколько позже они все же снизили планку, поскольку слишком высокие требования стали барьером для продвижения большинства производителей. 

В  стремлении к  идеалу 

Иные возможности развития предлагает модель идеальной организации. Первыми ее разработали японцы (модель Деминга), за ними последовали американцы (Болдриджа). И вскоре европейское видение совершенной организации предложил Европейский фонд управления качеством (EFQM) — так появилась модель, основанная на философии TQM (Total Quality Management — «Всеобщее Управление Качеством»). «Это не система, а некая концепция, позволяющая определить путь к успеху, — говорит Петр Калита. — Причем она охватывает абсолютно все сферы деятельности предприятия: экологию, безопасность, управление персоналом, качество продукции, услуг…» В отличие от стандартов, философия TQM не устанавливает некие рамки, в которые надо вписаться, а позволяет сравнивать свой бизнес с другими, более совершенными компаниями, понимать, на какой ступеньке лестницы успеха находится предприятие в данный момент. 

Интересно, что принципиальное отличие цели TQM от других систем — обеспечить необходимое потребителю качество, но с меньшими затратами. Именно цена — один из основных критериев конкурентоспособности, и бурные дискуссии белорусских специалистов на тему снижения себестоимости вполне могут опираться и на философию совершенной компании. 

Пока еще отечественные предприятия могут развиваться, не испытывая острой потребности в системе TQM. Однако дальнейшая интеграция в международное экономическое сообщество, в том числе планируемое присоединение к ВТО, сделает эту тему очень актуальной. И такая перспектива уже не представляется столь отдаленной. Кстати, разработка ИСО 9001 версии 2000 года велась с прицелом на TQM — принципы обеих систем во многом совпадают. В ИСО 9001:2000 специалисты заложили идеологию процессного подхода, который состоит из четырех блоков и объединен в замкнутый управленческий цикл «от потребителя к потребителю», начиная с изучения его спроса и заканчивая оценкой его удовлетворенности. Другим принципиальным отличием новой версии от стандартов 1994 года стало включение в концепцию системы философии постоянного улучшения и совершенствования. 

Амбициозные  планы 

Сегодня некоторые компании Содружества уже ставят перед собой дерзкие цели — стать равными среди лучших мировых компаний. И шкала совершенства EFQM (как инструмент достижения этой цели) хороша тем, что позволяет предприятию увидеть свои сильные и слабые стороны, выработать стратегию дальнейшего развития. 

По 1000-балльной шкале EFQM стандарт ИСО 9001 тянет всего на 300 баллов. Самые продвинутые европейские компании (например, «Siemens» или BMW) закрепились на отметке 700—750 баллов. А лучшие предприятия стран СНГ, в том числе и белорусские, могут рассчитывать на 550—600 баллов, и это считается очень высоким показателем. Правда, таких предприятий пока немного… 

Награды Европейского фонда управления качеством являются более чем престижными. Чтобы привлечь к идее философии TQM компании из Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ), которым пока нелегко тягаться с «воротилами бизнеса» из западной части континента, устроители конкурса организовали отдельный турнир. При этом все его участники, как правило, являются победителями национальных конкурсов по качеству. Награждение призеров 3-го Международного турнира по качеству стран ЦВЕ прошло в декабре 2007 года, и одним из трех его лауреатов стало РУП «Белорусский металлургический завод». 

Внедрение стандартов говорит о результативности, а жизнь требует эффективности, приходят к заключению эксперты. «Что происходит сегодня в окружающем бизнес-сообществе? Постоянно меняется внешняя обстановка, иногда настолько быстро, что не каждое предприятие успевает перестроиться, — говорит Виктор Назаренко. — И специалист, ответственный за качество, должен быть на голову выше той идеи, которую мы проводим сегодня, чтобы вовлечь предприятие в процессы, которые обеспечат конкурентоспособность завтра». 

На снимке: в литейно-проволочном цехе РУП «БМЗ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter