Не все предприниматели считают образование фактором успеха, но к работникам предъявляют высокие требования

Успех надежной фиксации

Иногда хочется сравнить наш малый бизнес с капризным ребенком, которому все время чего-нибудь не хватает, чтобы получить хорошую оценку: учитель плохой, предмет ненужный, учебник плохо написан… Бывают и успехи. Но они являются, скорее, отражением слишком благоприятных внешних факторов, чем упорной внутренней работы. С нашим малым бизнесом происходят похожие тенденции. За 25 лет новой экономики он вроде бы должен был выйти из младенческого возраста. Он и растет. Амбиции прибавляются. С самостоятельностью и ответственностью — сложнее. Нисколько не хочу обидеть предпринимателей. Но столь нерадужные мысли обволакивают мозг, когда начинаешь смотреть исследования. Причем выполненные экспертами, более чем лояльными и к рыночным принципам, и к частной инициативе. Например, исследовательского центра Института предпринимательства и менеджмента (ИПМ). 

Бизнес полон опитимизма, но проблема эффективности у многих не решена.

Последний опрос продемонстрировал оптимизм частного сектора. Он даже выше, чем в среднем по экономике. И если в прошлом году большинство представителей МСП мечтали максимум удержать имеющиеся позиции, то сегодня уже многие задумываются о развитии. Все-таки стабильность пошла всем на пользу. 

Во многом оптимизм бизнеса объясняется внешними факторами. Прилично прибавились зарплаты, прибавляет внутренний спрос, в том числе и за счет бума потребительского кредитования. Есть поле для маневра. И предприниматели радуются. Но долго ли эйфория продлится? Да, белорусская экономика повторила цикл: оттолкнулась от дна и активно восстанавливается. Но рассчитывать на столь динамичный рост потребления внутри страны, по мнению директора исследовательского центра ИПМ Александра Чубрика, несколько самонадеянно. Даже если ВВП будет расти, банки не смогут до бесконечности такими темпами наращивать кредитный портфель за счет физических лиц. Любой процесс после резкого взлета достигает потолка и выходит на более пологую линию развития. 

Да, многие факторы прекрасно сошлись для взращивания позитива. Но объективно у малого бизнеса не решена одна принципиальная проблема: его эффективность оставляет желать лучшего. И производительность труда не блещет рекордами. Поэтому многие компании ориентируются на внутренний рынок. Хотя экспорт открывает серьезные перспективы, но выходить на внешние рынки из родных пенатов спешат не все бизнесмены. А многие и не могут этого сделать. Говорят, что вне родных цен их товары и услуги неконкурентоспособны! А при открытой экономике отсутствие диверсификации и экспорта — стратегия с определенными рисками. И уж однозначно малый бизнес в современной своей структуре не сможет стать драйвером развития. Благополучие-то страны во многом зависит от внешних поставок, а получается, что успех МСП зиждется на внутренних ресурсах, которые обеспечивает за счет внешних рынков столь критикуемый государственный сектор. 

Вроде бы малый бизнес должен быть самым активным, гибким и восприимчивым к новинкам сектором экономики. Если брать в среднем, то наши предприниматели далеки от этого идеала. Опросы ИПМ показали тревожные тенденции. Только треть предпринимателей считают, что для богатства нужно образование. Зато более 70 процентов уверены: главная составляющая успеха деловая хватка. С таким «пасьянсом» как-то вспоминается бородатый анекдот про бизнес новых русских. Несомненно, авантюризм, особенно здоровый, помогал стать миллионером в конце прошлого века. На азарте и удаче еще можно было выехать в начале 2000-х. Но сегодня другие времена, иная конкуренция, на всех рынках приходится сталкиваться с серьезными иностранными противниками. И «мальчики» с ноутбуками и оксфордскими дипломами нередко побивают на рынке деятельных, но несведущих бизнесменов. Такова жизнь. 

Впрочем, наш бизнес мозги ценит. Но весьма своеобразно: сам учиться не особенно желает, но к наемным сотрудникам предъявляет достаточно высокие требования. Наивно полагая, что кто-то со стороны выполнит всю интеллектуальную работу, которая, по сути, и является основой любого успешного дела. Видимо, в сфере МСП назрел структурный передел, когда яппи постепенно будут выдавливать из бизнеса своих сегодня более богатых, но менее образованных коллег. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter