Впервые за последние 20 лет немецкий концерн “Фольксваген” понес финансовые потери

Успех на обмане

Впервые за последние 20 лет немецкий концерн “Фольксваген” понес финансовые потери: в третьем квартале текущего года зафиксирован чистый убыток на сумму 1,67 млрд евро.

Операционные потери так и вовсе составили 3,5 млрд евро. Причины этого столь редкого для немецкой автопромышленности явления ни для кого не секрет: отзыв 11 млн автомобилей марки VW по всему миру. Специалисты ожидают, что по итогам года выручка упадет почти на 2 млрд евро. Никто не удивлен: устанавливая на своих автомобилях с дизельными двигателями программное оборудование, которое занижало показатели вредных выбросов, компания много лет обманывала потребителей. Марке “Сделано в Германии” нанесен тяжелый удар. Многие говорят — непоправимый, но я так не думаю. Хотя бы потому, что с начала этого года продажи у VW выросли на 8,5%: продано более 10 млн авто, доход от продаж составил 51,4 млрд евро. Так что имеющиеся на сегодняшний день финансовые потери — вещь хотя и крайне неприятная, но для такого гиганта все же несмертельная. Потери репутационные куда сильнее.

Многие (и не только специалисты) говорили, что астрономической суммы штраф, который на концерн наложили Соединенные Штаты, связан с переговорами о создании зоны свободной торговли (Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство, TTIP). Они идут несколько лет, США настаивают на скорейшем заключении договора, Евросоюз слабо сопротивляется. Один из камней преткновения — американская компания Google, подпавшая под действие антитрастового законодательства ЕС. В апреле ЕС обвинил Google в том, что его поисковик направляет пользователей на сайты своих интернет-магазинов и открыл антитрастовое расследование, подозревая интернет-гигант в том, что на платформе Андроид он создает для собственных приложений более выгодные условия. Google обвинения отверг и вступил в юридическую битву с ЕС. Специалисты сказали: теперь, когда у США возник случай с компанией “Фольксваген”, ситуация с подготовкой договора о TTIP изменилась: обе стороны оказались в схожем положении. Хотя, конечно, это не совсем так: в отличие от VW нарушение европейского законодательства со стороны Google не доказано, а значит, и штраф ему платить не надо. Как минимум — пока.

Можно, конечно, веря в теорию заговора, говорить о том, что скандал с “Фольксвагеном” — прямой ответ США на судебное разбирательство против Google. Соблазнительное по простоте своей объяснение. Но все же, как нас учили еще в школе на уроках истории: после того — не значит по причине того. Впервые о том, что у автомобилей VW есть проблемы с экологическими показателями, в США заговорили в мае 2014 года. Но тогда “Фольксваген” на обвинения института ICTT (Международный совет по чистому транспорту) не отреагировал, а в сентябре 2015-го грянула новость о штрафе на сумму почти 18 млн долларов. Возможно, даже не эта сумма оказалась самой неприятной: куда неприятнее открытие, что обманывать потребителей начали с 2009 года — для укрепления на американском рынке. Выяснилось, что и на европейском рынке автогигант поступал так же: манипулировал программным обеспечением, контролировавшим вредные выхлопы. Месяц назад прокуратура Германии возбудила против VW еще и дело об уклонении от уплаты налогов. Швейцария ввела запрет на продажу ряда автомобилей VW. На заводах в Германии и Франции, квартирах высокопоставленных сотрудников прошли обыски. Тем временем в США начато расследование против еще одного столпа немецкой промышленности — компании Bosch, которая изготавливала модули для того самого оборудования, которое манипулировало результатами экологических тестов.

Германские технические инспектора сегодня говорят о том, что во всем виноваты политики: если бы в свое время автомобильное лобби не продавило через бундестаг запрет инспектировать программное обеспечение выпускаемых автомобилей, обман обнаружился бы раньше.

Результаты внутреннего расследования концерна “Фольксваген” обещают опубликовать в середине декабря.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter