Бизнес по франшизе — идеальный вариант для начинающих предпринимателей в регионе, а также для продвижения экспорта

Успех можно клонировать

Тема развития частного дела, как никогда, на слуху. Бизнес-сообщество горячо обсуждает утвержденную Стратегию «Беларусь — страна успешного предпринимательства». Задачи и планы в ней четко прописаны: именно малое и среднее предпринимательство должно стать локомотивом в экономике. В документе есть такой пункт: для того чтобы активизировать инвестиционную деятельность, необходимо в том числе создавать центры субконтрактации и франчайзинга. Эксперты уверены: франчайзинг — идеальный вариант для начинающих предпринимателей, особенно в регионах.

Корреспондент «Р» выяснила, как крупные производители развивают торговую сеть по франшизе, чем интересен белорусский бизнес для партнеров в России и почему это самый стабильный вариант для предпринимателей в кризисное время.

Взнос во франшизу отдельных белорусских компаний составляет всего одну базовую величину.

Оживление  в  сегменте


Популярность франшиз в последние годы набирает обороты. Это факт. В Минске и регионах открываются точки известных брендов ресторанов, одежды, косметики. Большинство этих проектов реализуется именно по договору франшизы. Причины простые: чтобы открыть свое дело, здесь не нужно с нуля создавать собственную торговую марку и выстраивать бизнес-процессы. Франшиза позволяет пользоваться брендом, готовым бизнес-планом и маркетингом компании. Впрочем, несмотря на кажущуюся простоту и привлекательность, сфера франчайзинга пока развита у нас недостаточно.

Председатель ассоциации «Белфранчайзинг» Ольга Леонтьева приводит цифру: с 2006 года в Национальном центре интеллектуальной собственности зарегистрировано 438 договоров франчайзинга (с учетом тех, которые были расторгнуты). В середине этого года по франшизе работало примерно 800 точек, которые принадлежат почти 90 компаниям.

— Популярность инструмента растет, это связано с приходом в страну крупных международных брендов. Кроме того, наши компании стали предлагать франшизы местным предпринимателям, что тоже расшевелило рынок. Для регионов белорусская франшиза наиболее востребована: инструмент позволяет в полной мере воспользоваться поддержкой стабильного бизнеса (от регистрации, ассортимента, формирования цен до уголка потребителя). В Минске и областных центрах больше популярны международные франшизы, суммы инвестиций в такие проекты довольно высокие. В регионах мы получаем запросы от людей без опыта в бизнесе, они ищут белорусскую франшизу, после чего безболезненно и с меньшими рисками занимаются предпринимательством.

Лидерами по развитию франшиз в прошлом году стали производители кондитерской и алкогольной продукции, дизайнерской одежды, сфера услуг. Например, «Красный пищевик» за год открыл по франшизе более 50 торговых объектов. А одни из самых популярных запросов в регионах поступают от владельцев коммерческой недвижимости: потеряв часть арендаторов во время кризиса, собственники торговых центров ищут белорусские или российские франшизы, которые могли бы заполнить пустующие площади.

Выгодная  сеть


Производители уже успели оценить все плюсы работы по франшизе, главный из них — гарантированная заинтересованность второй стороны. Кондитерская компания «Красный Мозырянин», например, только начинает работать по новому формату: пока здесь заключили два договора франчайзинга, а за год планируют открыть в Гомеле 5—7 магазинов со сладкой продукцией. Создавать фирменную сеть в некоторых регионах невыгодно, поэтому ставку сделают на франшизу.

По словам замдиректора по коммерческим вопросам ОАО «Красный Мозырянин» Татьяны Ермаковец, для максимального привлечения потенциальных франчайзи схема довольно простая:

— Сейчас взнос за франшизу — всего одна базовая величина. Из преференций — 10-процентная скидка на всю продукцию. То есть у бизнесмена уже появляется конкурентное преимущество по ценовому фактору. Мы также передаем полностью наш брендбук, все сопровождающие маркетинговые материалы, помогаем с поставщиками оборудования, ассортиментом. Здесь минимальные риски: мы знаем все подводные камни, где и с чем можно столкнуться. В этом году только начали работать по франчайзингу, но в планах — в том числе рынки Украины и России.

Руководитель по внешним коммуникациям Российской ассоциации франчайзинга Анна Эйдлин не скрывает: франчайзинг — это преимущественный инструмент в кризисное время, который позволяет с большей уверенностью выходить на рынок и становиться бизнесменом. Как показывает практика, 80 процентов компаний, работающих по франшизе, остаются в бизнесе и через пять лет. В обычном предпринимательстве доля «выживших» — около 7 процентов. Специалист обращает особое внимание на то, что белорусские франшизы интересны российскому бизнесу:

— Самое перспективное направление, в котором мы могли бы развиваться вместе, — производство. У нас очень мало этого сегмента в системе франчайзинга. В Беларуси в этом плане все интереснее. То же самое с агрофранчайзингом: те проекты, которые успешно развиваются здесь, будут востребованы на российском рынке. Да, это проекты с большими вложениями, но они высокомаржинальные. Сегодня я вижу слаженную кооперацию бизнесов двух стран, поэтому смело выходите к нам на рынок!

ПРЯМАЯ  РЕЧЬ

Марина КАЛИНОВСКАЯ, руководитель проекта «Содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах Республики Беларусь»:


— Наш проект направлен на содействие эффективной занятости и самозанятости населения в малых и средних городах страны через стимулирование предпринимательской инициативы в сфере малого и среднего бизнеса, а также за счет развития различных форм производственной кооперации в рамках ЕАЭС. Проект организован ПРООН и Министерством экономики при финансовой поддержке России. Помимо создания бизнес-инкубаторов в 6 пилотных городах Могилевской и Витебской областей, мы популяризируем модели, которые помогут начинающим предпринимателям открыть свое дело. Франчайзинг — как раз такая модель, которая интересна для тех, кто хочет начать бизнес и пока не владеет навыками предпринимательства. Особенно в регионах это очень хорошая возможность  для того, чтобы перейти из нанимателя в статус владельца собственного дела. С другой стороны, франчайзинг — это возможность для успешных белорусских предпринимателей расширить бизнес.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter