Непростая ситуация: у сирот есть не только права, но и обязанности

Услышать последний звонок

К слову «сирота» мы чаще всего добавляем еще и приставку «социальный». Это значит, что у ребенка есть родители, но по разным причинам прав на сына или дочь они лишены. Государство делает многое, чтобы помочь таким детям встать на ноги. Но все ли ценят эту заботу?

Саша играл роль до последнего.
Коллаж Николая ГИРГЕЛЯ

В сиротстве жить — лишь слезы лить. В нашей стране, к счастью, эта поговорка неактуальна: механизм опеки сирот отработан до мельчайших деталей. Государство «ведет» их вплоть до того момента, пока парни и девушки не получат профессию и на льготной основе — собственное жилье. Для большинства это становится хорошим жизненным стартом. К сожалению, есть и те, кто сиротским статусом размахивает как флагом, утверждая: все ему должны. Шестнадцатилетний лицеист Саша Колеснев (имя и фамилия изменены — Авт.) тоже при каждом удобном случае заявлял о своих правах. Забывая, что есть еще и обязанности. В итоге двери училища, где обучался на маляра-штукатура, перед ним закрылись. Теперь уроки для него будут проходить в закрытой школе для трудных подростков.

Битком набитый юными зрителями актовый зал, сцена, пышный занавес. Однако вместо привычных аплодисментов здесь повисла напряженная тишина. Да и выездное заседание суда в корне отличается от праздничных концертов — как и оказавшийся в центре всеобщего внимания парень с модной стрижкой в штанах-камуфляжах от артиста. Далеко не каждый день воспитанники лицея выступают в роли ответчика. Для этого надо было серьезно «пошалить», что шестнадцатилетний Александр и делал на протяжении долгого времени.

— Только в нынешнем учебном году в поле зрения милиции он попадал семь раз, — уточнила помощник прокурора города Могилева Ольга Жук. — Что говорить, даже первого сентября на занятиях в профлицее Колеснев не появился. А через пару недель в один день «отметился» дважды: пил спиртное на улице и открыто конфликтовал с милицией. К концу сентября — еще двойное нарушение правопорядка. Днем подросток наслаждался «Жигулевским» на улице, а к вечеру в пьяном виде бушевал в общежитских коридорах.

Как сироту Александра предупреждали, но не штрафовали. На самом деле, ну откуда у него, оставшегося без попечения родителей, деньги? Хотя на спиртное они все-таки находились: Колеснев в своей комнате баловался ликером, после чего ругался матом, ломал казенную мебель. Его однокашникам, мягко говоря, было некомфортно с таким соседом по общежитию. Время от времени срывался с места и уезжал к тете в Кличев. К слову, накануне поступления в лицей ее семья стала для Саши приемной. А вообще после того, как отец подростка попал в тюрьму, а маму лишили родительских прав, парень успел побыть под опекой у трех приемных матерей. Но нигде не смог прижиться.

—У нас занимается более двухсот ребят и девушек, десятая часть из которых — социальные сироты. Однако никто не доставлял нам столько хлопот, сколько Александр. Можно даже сказать, что бесконечные «разговоры по душам» с Колесневым отнимали у педагогов и воспитателей время, которое они могли бы уделить другим ребятам, — призналась заместитель директора профлицея Ирина Демидович.

Вообще разговор о проблемных подростках-сиротах, считает, очень серьезный, требует большого осмысления. Увы, не все они ценят государственную заботу: большие «подъемные» при поступлении в колледж, бесплатное питание, полное обмундирование и так далее. 

— В данном случае мы к тому же были сбиты с толку и характеристикой Колеснева, написанной его тетей как предыдущим опекуном. В документе говорилось, что у него есть достижения в учебе, чувство ответственности за порученное дело, что он стал на путь исправления. Спрашивается: ей просто хотелось «спихнуть» воспитанника? Или это надежда, что в новых обстоятельствах человек изменится? Но ведь чудес не бывает, сами собой проблемы не разрешаются, — отметила Ирина Петровна. Более того, выяснилось, что Саша пристрастился к алкоголю еще лет с двенадцати, состоит на учете в психоневрологическом диспансере.

Заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних администрации Ленинского района Могилева Людмила Иванчикова уточнила, что термин «трудный подросток» ушел в прошлое. Сегодня мы говорим о «несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания». Колеснев как раз из их числа. «Если у такого ребенка есть родители, воздействие ведется через них. Но когда мамы и папы не принимают участия в жизни сына или дочери, добиться результата сложней. Особенно если речь идет о коррекции поведения и даже здоровья», — подчеркнула Людмила Дмитриевна. 

Суд счел исчерпывающими меры, принятые воспитателями, педагогами, психологами для исправления ситуации. Учел тот факт, что парня постоянно тянет к спиртному. И принял решение направить его в закрытую школу, где он пройдет еще и курс лечения от своей зависимости. Специалисты утверждают: такая терапия не проходит бесследно. «Подростки подвержены влиянию «плохих компаний». И у тех, кто совершил правонарушение, порой складывается ложное представление о том, будто можно избежать ответственности за свои поступки. Показательный суд обязательно заставит задуматься о неотвратимости наказания как самого нарушителя, так и ребят, которые балансируют «на грани», — высказала свое мнение Ольга Жук.

За дальнейшей судьбой Александра, пояснила Людмила Иванчикова, районная комиссия по делам несовершеннолетних будет следить и дальше. Как показывает практика, многие выпускники покидают закрытые школы повзрослевшими людьми, в корне изменив свое отношение к жизни. В минувшем году «путевки» туда получили около двадцати могилевских подростков. В нынешнем Колеснев стал первым, кто открыл этот счет. Похоже, в подобный исход парень не верил до последнего. И даже после вынесения приговора повторял: «Каюсь, дайте шанс исправиться».

Такую возможность ему предоставляли неоднократно. Не лишен он ее и теперь. Правда, на сей раз работа над ошибками будет более серьезной.

Комментарий в тему

Тамара Козыра, психолог Могилевского городского социально-педагогического центра:


— Такие истории мало кого оставляют равнодушным. И в каждой из них своя сюжетная линия, свои акценты, свои болевые точки. То, что мы видим, чаще всего лишь верхушка айсберга, и чтобы докопаться до истины, нужно очень глубоко разбираться в причинах социальной болезни человека. Но чаще всего корень проблемы кроется в семье, ведь именно там мы учимся жизни, копируем поведение родителей, формируем привычки. При этом ни учителя, ни соседи, ни знакомые не смогут подменить ребенку маму и папу. Однако авторитетный взрослый, который подаст пример поведения, переосмысления всего происходящего, подтолкнет к развитию, может сыграть знаковую роль в судьбе подростка. Немало примеров, когда детям, оказавшимся в сложных ситуациях, помогают волонтеры, в том числе и сами пережившие нечто подобное.

Александр сейчас наверняка имеет большую обиду на весь мир. Но это не значит, что ситуация зашла в тупик. Помочь ему пытаются многие, и хочется верить, что он тоже сделает шаг навстречу, найдет свою точку опоры и в конце концов реализует себя как личность.

Svet.markova@gmail.com

Фото предоставлено прокуратурой города Могилева

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter