Услуги платные – людям приятные

Обсужден ход выполнения Программы развития платных услуг потребкооперации

В этом убедились участники республиканского семинара-совещания, на котором обсуждался ход выполнения Программы развития и оказания платных услуг в системе потребительской кооперации

Глубоко ошибаются те, кто считает оказание платных услуг населению второстепенным делом. Помимо чисто экономического эффекта в виде дополнительных доходов организаций потребительской кооперации, такой вид деятельности следует также рассматривать как один из важных факторов социальной стабильности в обществе. Это тем более актуально для сельской местности, где сфера бытового обслуживания до недавних пор оставляла желать лучшего. Ситуация постепенно начала выправляться, когда в этот процесс активно включились кооператоры. Опыт работы лучших потребительских обществ свидетельствует о том, что при заинтересованном подходе и создании соответствующих условий от оказания платных услуг можно получать неплохие дивиденды. Пример тому — Глубокское и Докшицкое райпо, на базе которых состоялся посвященный этим вопросам республиканский семинар-совещание.

Заместитель председателя Правления Белкоопсоюза Николай Чернушевич особо отметил, что, помимо всего прочего, развитие платных услуг предполагает также создание новых рабочих мест. Тем самым в определенной мере решается проблема трудоустройства работников, попавших под сокращение в результате проводимых в организациях потребкооперации мероприятий по оптимизации штатного персонала. Причем, как говорится, изобретать колесо не надо. Ведь в не столь отдаленные времена «бытовка» была одним из видов многоотраслевой кооперативной деятельности и теперь, что называется, имеет место возвращение на круги своя, но, естественно, на качественно новом уровне, с учетом современных требований и запросов населения. Именно на таких позициях и строят работу по развитию и оказанию платных услуг в Глубокском райпо, с посещения объектов которого начался семинар.

По словам председателя правления Глубокского райпо Марины Толкач, специфика района в том, что из 40,8 тысячи проживающих на его территории человек примерно половина являются сельскими жителями. При этом треть из 389 населенных пунктов — небольшие деревеньки, обитатели которых обслуживаются девятью автомагазинами. В то же время население райцентра и городского поселка Подсвилье составляет соответственно 18,2 и 2,2 тысячи человек и, понятно, они наиболее притягательны для ведения бизнеса. Конкуренция, не скрывала Марина Анатольевна, очень жесткая. Чтобы сохранить и упрочить свои позиции на потребительском рынке, кооператорам пришлось наряду с традиционными видами деятельности обратить самое пристальное внимание и на иные направления. В этом смысле платные услуги оказались, образно говоря, той самой печкой, от которой и стали плясать. Их, между прочим, оказывается населению семнадцать видов. Только в течение минувшего и нынешнего годов спектр расширился за счет открытия в райпо автошколы, ремонта и подгонки швейных изделий, аттракционов, проката спортивного инвентаря, различных ритуальных услуг. Нынче за девять месяцев от этих видов деятельности получено почти 410 миллионов рублей. Темп роста — 162,9 процента в сопоставимых ценах при прогнозном параметре 119 процентов. В общем, процесс пошел и, судя по постоянно увеличивающимся объемам, в ускоренном ритме. Марина Толкач констатировала, что развитие в райпо сферы платных услуг благотворно отразилось и на других кооперативных отраслях. 

В торговле, например, в последнее время произошли просто разительные перемены, не было продано по причине экономической несостоятельности ни одного объекта. Поэтому, следуя известной пословице, хоть и мал золотник, да дорог.

Парикмахерская «Модница» работает уже два года. В небольшой по размерам комнатенке в каких-то десять квадратных метров клиентов обслуживают парикмахер и мастер по маникюру. Финансовые вложения составили лишь 6 миллионов рублей. Тем не менее парикмахерская полностью оснащена всем необходимым оборудованием и соответствует предъявляемым к подобного рода объектам требованиям. Здесь оказывается восемь видов услуг, а расценки, прямо скажу, щадящие и приятно удивили. Модельная мужская стрижка, к примеру, обойдется в каких-то семь тысяч рублей. «Модница» расположена в жилом микрорайоне в основном частной застройки, и неудивительно, что всегда востребована. Ежемесячно оказывается парикмахерских услуг в среднем на семьсот тысяч рублей. Уровень рентабельности — 3,4 процента.

Бюро ритуальных услуг расположено в одном здании с парикмахерской, но дискомфорта от такого соседства не ощущается. Ведь в жизни все так тесно переплетено, а клиентам удобно, и это главное. В бюро оказывают весь комплекс услуг, в том числе по проведению захоронения за пределами райцентра в окрестных деревнях. На этот момент не случайно обратил внимание. Недавно рассказали о безобразном, на мой взгляд, случае, когда в одном из районов могилу усопшей пришлось копать… зятю вместе с сыном. В деревеньке не нашлось подходящих для этого дела здоровых мужиков, а в местном сельсовете лишь беспомощно развели руками. Поэтому надо отдать должное глубокским кооператорам, которые оказывают реальную помощь людям в скорбную годину. Кстати, справочная служба в бюро ритуальных услуг работает круглосуточно, и это тоже является подтверждением неравнодушного отношения к делу.

Наибольший удельный вес в общем объеме, 41,8 процента за девять месяцев нынешнего года, занимают услуги автошколы. Здесь ведется подготовка водителей категории «В». Автошкола открыта в июле минувшего года, и уже выпущено семь учебных групп в количестве 198 человек. В настоящее время занимаются две группы по 30 человек. Срок обучения — три месяца. Об уровне подготовки можно судить хотя бы по тому, что 93 процента курсантов успешно сдают внутренний экзамен и 86 процентов — в Госавтоинспекции. В Глубоком работают еще две автошколы, но кооперативная пользуется наибольшим авторитетом и популярностью. Не случайно выданный в самом начале лишь на один год сертификат соответствия теперь продлен до четырех лет.

По информации начальника автошколы Леонида Рудака, она открыта на площадях «Коопзаготпрома» райпо, что позволило сэкономить значительные средства. Основные финансовые вложения, которые составили 64 миллиона рублей, были направлены на приобретение четырех автомобилей и инвентаря. В результате автошкола располагает прекрасным учебным классом, который оснащен шестнадцатью компьютерами и другим необходимым оборудованием, а также собственным автодромом для обучения курсантов практическим навыкам вождения. Стоимость обучения — 835 тысяч рублей и еще порядка 130—190 тысяч рублей уплачивается слушателями на возмещение расходов горючесмазочных материалов. Занятия проводятся в дневное и вечернее время опытными мастерами производственного обучения управлению механическим транспортным средством. Не хотелось бы сглазить, но за истекший период не зарегистрировано ни одного случая дорожно-транспортных происшествий с участием выпускников автошколы. За получением заветных водительских «корочек» сюда едут даже из близлежащих Докшицкого, Поставского и других районов.

Под впечатлением остались участники семинара и от посещения бильярдного зала, который расположен под одной крышей с баром «Бонус» на 26 посадочных мест. Меню и ассортимент товаров в нем разработаны с учетом запросов посетителей клуба. А контингент там, замечу, своеобразный, собираются, как правило, истинные ценители этой популярной игры с присущими им пристрастиями и вкусами. В связи с этим бар оснащен холодильным и технологическим оборудованием по европейским стандартам. Установлена кофе-машина, кофейная карта включает семь наименований, а чайная представлена пятью видами. По желанию посетителей два бармена могут приготовить до шестнадцати наименований алкогольных и безалкогольных коктейлей. привлекает сюда посетителей также уютный и стильный интерьер, возможность расслабиться в комфортной обстановке, приятно провести время за просмотром телепередач по плазменному телевизору с DVD-плейером.

Вложения в «Бонус» составили 441 миллион рублей, и, по словам администратора Александра Симановича, даже не ожидали, что за два года работы он станет таким популярным у горожан. В бильярдном зале установлены шесть столов: пять — для профессионалов и один — для начинающих игроков. Естественно, различаются и расценки за один час игры, 8 и 6 тысяч рублей соответственно. Режим работы — с 11 до 2 часов и до 4 часов — в выходные дни. За девять месяцев выручка составила 28,2 миллиона рублей.

— Мы только в начале пути, — подчеркнула председатель правления Глубокского райпо Марина Толкач, — но полученные результаты убеждают в том, что это направление необходимо всячески развивать.

Востребованным у местных жителей, например, оказался прокат спортинвентаря. Райпо закупило коньки и минувшей зимой совместно с отделом культуры райисполкома организовало в райцентре работу катка. Затраты понесли минимальные, а в итоге имели неплохую выручку. Поэтому и нынче планируют повторить прошлогоднюю акцию, причем на качественно новом уровне. Каток будет оборудован на озере, расположенном рядом с объектом придорожного сервиса «Святая гавань». Тем самым убивают как бы двух зайцев одним выстрелом: и платные услуги населению оказывают, и придорожный сервис развивают, не говоря уже о хорошей порции адреналина, которую получат горожане от занятий спортом на свежем воздухе.

В последнее время в районе начал активно развиваться агроэкотуризм, разработано семнадцать маршрутов. Кооператоры тоже намерены приобщиться к этому бизнесу. В ближайшей перспективе — строительство трехэтажного центра туристических услуг с продовольственным магазином, кафе с национальной кухней и гостиницей. А еще собираются открыть боулинг. Словом, планов — громадье, и их реализация позволит внести мощную струю платных услуг в общий поток кооперативной деятельности на Глуботчине.

В Докшицком районе проживает почти в два раза меньше населения, чем в Глубокском. Однако это обстоятельство не оказывает существенного влияния на работу местной потребкооперации, и подходы здесь культивируются практически те же, что и у соседей. В последнее время в общехозяйственной деятельности акцент сделан именно на развитии и оказании платных услуг. По словам председателя правления Докшицкого райпо Юрия Ючковича, в течение минувших двух лет установленные прогнозные показатели, к сожалению, не выполнялись. Своеобразный ренессанс в «бытовке» здесь наблюдается в нынешнем году. Был сделан, без преувеличения, качественный скачок, что позволило докшицким кооператорам заметно укрепить свои позиции в этом сегменте рынка как в своем районе, так и в целом в системе Витебского облпотребсоюза.

В апреле в районном универмаге открылась парикмахерская с многообещающим названием «Красотка». Для этих целей использовали пустовавшее порядка десяти лет одно из помещений в предприятии торговли. Тем не менее нельзя поставить знак равенства с аналогичным объектом в Глубокском райпо, где побывали участники семинара. Главное отличие связано с месторасположением парикмахерской, режим работы которой такой же, как и в универмаге. Резон простой: приобретя в магазине необходимый товар, покупатель, как говорится, не отходя от кассы, может воспользоваться и услугами «Красотки». Клиентов обслуживают три опытных мастера, а расценки, должен доложить, весьма привлекательные. Судите сами. Самая дорогая услуга — колорирование волос длиной от сорока сантиметров — обойдется посетителю парикмахерской с учетом материалов всего лишь в 70150 рублей. Согласитесь, что в столичных салонах красоты о подобных расценках можно только мечтать.

Визитной карточкой Докшицкого района и Витебщины является расположенный неподалеку от городского поселка Бегомль на границе с Минской областью гостиничный комплекс «Меридиан». Трудно поверить, что на этом месте еще пару лет назад были обычные развалины. Между тем прилегающая к минской автотрассе территория как нельзя лучше подходила для развития здесь услуг придорожного сервиса, которые не могли оказать на должном уровне действующие на тот момент продмаг и небольшой бар.

По словам председателя правления Докшицкого райпо Юрия Ючковича, магазин работает и сейчас, хотя его интерьер и ассортимент товаров претерпели качественные изменения. А вот на месте бара появилось современное кафе на двести посадочных мест с тремя обеденными залами. Вся прилегающая территория внушительных размеров облагорожена, заасфальтирована. К услугам автомобилистов — автостоянка на пятьдесят большегрузных машин и автосервис, гостиничный домик на восемь мест и баня. В настоящее время заканчивается строительство второго гостиничного домика. Трудно поверить, что все работы по благоустройству были выполнены в предельно сжатые сроки и уже в июле нынешнего года «Меридиан» был сдан в эксплуатацию. Конечно, об экономической эффективности гостиничного комплекса в полной мере можно будет судить спустя какое-то время, но даже в теперешнем виде, должен заметить, объект придорожного сервиса впечатляет и, можно не сомневаться, будет востребован. Как верно подметил первый заместитель председателя правления Витебского облпотребсоюза Виктор Шуляк, комплекс, кроме всего прочего, следует рассматривать как возможность получения дополнительного дохода в торговле и общественном питании Докшицкого райпо.

Итоги семинара были подведены на пленарном заседании. По информации начальника управления кадров, образования, организационно-кооперативной и идеологической работы Белкоопсоюза Георгия Ермаловича, за десять месяцев с начала года оказано населению платных услуг на 27,4 миллиарда рублей. Темп роста — 119,4 процента, что выше прогнозного показателя. Тем не менее ситуация на местах неоднозначная. Можно выделить две главные проблемы: медленное ведение работ по открытию новых и недостаточно эффективное использование уже действующих объектов. Состоялся конструктивный обмен мнениями, в ходе которого были определены основные направления по выполнению отраслевой Программы развития и оказания платных услуг. Итог дискуссии подвел заместитель председателя Правления Белкоопсоюза Николай Чернушевич, который подчеркнул, что задания в этой сфере кооперативной деятельности утверждены и теперь дело за исполнением. Объективная оценка будет дана руководителям организаций потребкооперации по конечным результатам.

На снимке: с большим интересом участники семинара ознакомились с работой автошколы Глубокского райпо.

Фото: Александр РУДНИЦКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter