Услуга в движении

Минтранс рассчитывает на серьезный прорыв на внешних рынках благодаря политическим решениям

Задание по росту экспорта услуг белорусские транспортники в прошлом году не выполнили. Хотя положительная динамика этого показателя составила 130 %. Но план был слишком уж высокий — +170 %. Тем не менее, даже не дотянув до нужной планки, грузоперевозки обеспечили 41,5 % от общего экспорта услуг и 73,3 % от их положительного сальдо, которое в денежном выражении в прошлом году составило $ 1241 млн. Однако в соседних странах в последние месяцы наметилась тенденция падения объемов производства, естественным следствием которой в ближайшем будущем может стать снижение объемов грузовых перевозок в международном сообщении.

«В последнее время значительно снизились объемы отдельных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, международным автотранспортом, имеет место снижение фрахтовых ставок», — с сожалением констатирует министр транспорта и коммуникаций Владимир Сосновский. При этом он отмечает, что в 2009 году предстоит напряженная работа по обеспечению темпа роста экспорта транспортных услуг на уровне 122 % и получению положительного сальдо в сумме $ 1670 млн. Совершать прорыв придется  в условиях усиления большинством стран конкурентоспособности национального транспорта.

В Минтрансе уверены: обеспечить рост объемов экспорта своих услуг при снижении темпов роста их импорта и получение положительного сальдо без постановки задач перед всеми участниками рынка, вне зависимости от их ведомственной подчиненности, будет делом невозможным. Сегодня доля предприятий Минтранса в объеме поставок услуг за рубеж занимает лишь 46,7 %. Так что не исключено, что придется обращаться в правительство с просьбой о формировании подобных задач и для транспортных организаций без ведомственной подчиненности. К слову, доля таких компаний в экспорте услуг составляет сегодня 50,2 %.

Ведомство рассчитывает на серьезный прорыв на внешних рынках благодаря политическим решениям. Немалые надежды возлагаются на Россию. В этой стране, как известно, по-прежнему существует квотирование на допуск на внутренний рынок перевозчиков из третьих стран, в том числе и белорусских. «В решении этой задачи, которой мы занимаемся уже седьмой год подряд, в 2008 году мы продвинулись вперед. Во всяком случае, Россия согласилась сделать технико-экономическое обоснование формирования общего рынка международных автотранспортных услуг, которое подразумевает демонтаж старой системы», — отметил Владимир Сосновский.

Перед транспортниками стоит немало и других задач, в первую очередь по удержанию внутреннего рынка. Сегодня они сокрушенно говорят о значительных падениях объемов перевозки пассажиров внутри страны. По данным Белстата, в 2008 году всеми видами транспорта в нашей стране было перевезено более 1,39 млн. человек, что на 14 % меньше, чем годом ранее. Причины, по мнению представителей отрасли, здесь комплексные — это и рост личного автопарка граждан — до 5 % в год, и увеличение тарифов, и, как ни забавно это звучит, снижение уровня физической активности населения. Даже несмотря на то, что в Минтрансе сегодня активно разрабатываются программы стимулирования спроса, сильно продвинуться в этом направлении пока не удается.

Как отмечают в ведомстве, в 2008 году перевозки железнодорожным транспортом снизились на 4,7 % (88,2 млн. человек), автобусами — 14,7 % (1,3 млрд. человек). Что удивительно, на фоне падения спроса объем выручки от оказания платных услуг вырос в сопоставимых ценах на 14 %. Впервые транспортникам удалось заработать рекордную для отрасли сумму в 1,8 трлн. рублей. «На самом деле ничего удивительного не произошло, — прокомментировал министр Владимир Сосновский. — Рост показателей был обусловлен корректировкой льгот на транспортные услуги».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter