Ускоренная помощь

Лежать в больничной палате — сомнительное удовольствие...

Лежать в больничной палате — сомнительное удовольствие. Уже через три–четыре дня, приняв свою «дозу» капельниц, таблеток и физиопроцедур, нестерпимо хочется домой, где «и стены помогают». В связи с этим есть хорошая новость. Теперь лежать в больнице в привычном смысле этого слова не нужно! Из Минского городского центра амбулаторной и малоинвазивной хирургии на базе 11–й клинической больницы после плановой операции выписывают на... вторые, максимум четвертые сутки. Своего рода это тоже «хирургия одного дня», которую на Западе практикуют 70 процентов клиник. Для сравнения: в России только в 2 случаях из 10 операции проводят амбулаторно.


«Еще в 2008 году мы выдвинули идею открыть такой стационар. Однако определение «хирургия одного дня» не стоит понимать буквально. Более корректно сказать: «стационар краткосрочного пребывания». Ведь для нас важно не только оптимально сократить время нахождения пациента в клинике, главное — оказать ему максимально качественную медицинскую помощь за счет применения современных технологий. Хочется сломать стереотипы, какие–то шаблоны мышления, — объясняет замысел новации доцент кафедры неотложной хирургии, курса амбулаторной и малоинвазивной хирургии БелМАПО Сергей Шахрай. — Кто–то ведь может понять и так: раз «стационар краткосрочного пребывания», значит, от больного хотят скорее избавиться — «операцию сделали — гуляй». Конечно, нет! На самом деле современный подход позволяет пациенту выписаться в кратчайшие сроки, и при этом для него создается в стационаре максимум комфорта. Да и время, согласитесь, диктует свои условия. Нынешней молодежи, а также людям среднего возраста — социально активным и успешным — просто некогда болеть. Но далеко не все знают, что медицина сейчас может помочь им как можно скорее вернуться на рабочее место, чтобы не потерять финансы, выгодные предложения, связь с партнерами и пр.».


О каких новых методиках речь? Ну, например, чтобы было абсолютно понятно: если раньше врач делал разрез скальпелем, то теперь используют лазерное излучение с определенной длиной волны, что позволяет провести операцию практически бескровно и с минимумом клинических последствий. Причем в Минском центре амбулаторной и малоинвазивной хирургии пользуются «умной» техникой отечественного производства, которая, по словам врачей, по своим возможностям ничуть не уступает немецкой.


Здесь удаляют доброкачественные новообразования различной этиологии — кондиломы, мастопатии и др., камни из желчного пузыря, оперируют по поводу хронического геморроя, анальных трещин и множества других проблем. Это так называемые «операции качества жизни». И если в самом начале пути в центре их выполняли не более 630 за год, то сегодня — уже около 1.500.


Алгоритм для нашей медицины и нов, и на удивление прост. Пациент приезжает с направлением и результатами анализов из своей поликлиники. В назначенный срок его осматривает анестезиолог и заведующий отделением вместе с руководителем центра. В листе ожидания стоять придется не более 3 — 4 дней, а к операции готовиться дома, ведь врач подробно объяснит все тонкости. «Получается в минусе уже один койко–день, а это экономия для клиники 150 тысяч рублей. И если в Минском центре амбулаторной и малоинвазивной хирургии по поводу, скажем, хронического геморроя человек находится от силы дня 4, то в обычном стационаре — 8 дней, а то и дольше. Если же вести арифметику больших чисел, получается: на тысячу больных экономия — около миллиарда рублей! Эти деньги могут пойти на развитие таких затратных отраслей медицины, как трансплантология, онкодиагностика и других», — объясняет экономический эффект Сергей Шахрай. Но чтобы центр и дальше развивался, нужно бороться с предубеждениями. Причем не только населения, но и врачей старшего поколения. Они ведь как привыкли? Понаблюдать за своим больным, подготовить его, хотя в этом, может быть, и нет никакой необходимости. А тут только приехал — и буквально через пару часов на операционный стол! Поэтому на кафедре неотложной хирургии БелМАПО решили помочь коллегам сформировать новое клиническое мышление — организовали курс повышения квалификации для хирургов амбулаторного звена, разработали методические рекомендации, при помощи которых врачи уже на приеме вели бы отбор пациентов для «стационара одного дня».


Но объективно, каковы бы ни были преимущества такого ускоренного подхода, он не сможет вытеснить и повсеместно заменить обычную клинику. Ведь если у прооперированной по поводу мастопатии женщины есть декомпенсированный сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, заметны скачки артериального давления, то даже после вмешательства с применением высоких технологий она будет нуждаться во врачебном контроле и лабораторном наблюдении. За ней обязательно нужно «присмотреть» и только спустя какое–то время выписывать. Впрочем, как говорят специалисты, в общей массе больных доля таких пациентов с тяжелыми сопутствующими диагнозами у нас в стране составляет не более 15 — 20 процентов. Для остальных стационар краткосрочного пребывания — реальная возможность решить проблему здоровья «без отрыва от семьи и производства». В общем, известный стереотип о том, что «в больнице нужно лежать», сломан. И это, как видим, всем выгодно.


Справка «СБ»


«Хирургия одного дня» как явление перешагнуло свой столетний рубеж. Главным идеологом этого направления медицины признан шотландский хирург Джеймс Николл (1864 — 1921 гг.). Ныне под руководством ВОЗ во многих странах Европы созданы ассоциации амбулаторной хирургии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter