Ускользающая вечность

У Китая, Кореи и Японии в эстетике и сегодня много общего... Письма Инессы ПЛЕСКАЧЕВСКОЙ

Знаете, когда–то давно я мечтала побывать в Азии. Желание было таким сильным, что сбылось не вдвойне даже: теперь я здесь живу. Но Китай, по моему глубокому убеждению, не совсем Азия — отдельная планета, если хотите. Еще и потому, что в свое время (пару тысяч лет назад, но с точки зрения вечности это ничто) под его влиянием (в первую очередь культурным, но и экономическим тоже) находились многие страны региона. Больше других, конечно, ближайшие соседи — Япония и Корея. Вы ведь знаете, что и японская, и корейская иероглифические письменности имеют китайские корни? У корейцев, правда, случился император Сочжо Великий, который счел, что из–за сложности китайских иероглифов большинство населения его страны остается неграмотным. И изобрел корейский алфавит — за это его, кстати, до сих пор Великим и почитают.


У Китая, Кореи и Японии в эстетике и сегодня много общего: только посмотрите на изгибы императорских и храмовых крыш и парки, выстроенные в соответствии с правилами фэн–шуя. Да и в национальном характере корейца и японца китайская конфуцианская мораль пустила глубокие корни. Хотя сегодня эти характеры сильно различаются — и по степени уверенности в себе, и по отношению к миру.


Когда была в Сеуле, искала корейскую самобытность. Коллега из Бразилии, приехавшая, как и я, на конференцию Ассоциации журналистов Азии (еще одна географическая загадка для меня: Бразилия — в Азии?), сказала, что все тамошние «императорские дворцы — такие же, как и в Китае». На что ее корейский гид обиделся до глубины души, настаивая, что различий много. Кстати, был прав — я насчитала куда больше десяти. Самый бросающийся в глаза: корейские дворцы куда беднее китайских (а китайские, в свою очередь, выглядят сильно обедневшими родственниками императорских дворцов Петербурга — но с их изобилием золота и мрамора вообще мало что в мире может сравниться), хотя структурой весьма похожи.


Но если древними структурами Корея не впечатляет, то наверстывает все «мягкой властью», как это частенько называют (soft power). И Китай, как и многие другие страны Азии, очарован корейской поп–культурой. У этого феномена даже свое название есть: «корейская волна». Корейские сериалы (в основном псевдоисторические) устанавливают рекорды рейтингов, а мальчиковые и девчоночьи группы плотно обосновались на вершинах хит–парадов. И это при том, что в Китае, например, и свои «исторические» сериалы лепят десятками, и «поющих трусов» в избытке. Корейцы, понимаете ли, другие. И внешне в том числе — как бы вы ни были уверены в том, что «все азиаты на одно лицо» (они про европейцев то же самое думают).


Молодые кореянки красивее китаянок и цивилизованнее, что ли. Цокают по улицам каблучками, демонстрируя почти ровные ножки (редкость в Китае) в коротких юбочках. У нас в Пекине это скорее исключение: китаянки по–прежнему предпочитают брюки и удобную обувь, а зимой надевают пару–тройку теплых штанов. Так делали их бабушки, и им пристало, это главное зимнее правило: сохранять тепло внутри, а не надеяться на получение снаружи. Практично, но не комильфо. Кореянки преодолевают холода, верные девизу белорусских девушек «форс мороза не боится».


Зато кореянки быстрее китаянок стареют, а потом гоняются за ускользающей красотой: пластические операции здесь чертовски модная штука. Поэтому все более–менее состоятельные корейские женщины похожи: с округлившимися глазами, белыми лицами (отбеливание — большая индустрия) и неимоверным (даже для нас, известных злоупотребительниц) количеством косметики. Эта корейская мода завоевывает и Китай: здесь сейчас организуют групповые поездки на пластические операции. Газеты не так давно писали, как пограничники в Шанхае усомнились в личностях десятка дам, прибывших из Кореи и не желавших снимать темные очки даже на границе. Вместо того чтобы огорчиться затянувшейся процедуре, дамы были в полном восторге: уж если опытным пограничникам их нелегко узнать, значит, операции прошли успешно!


Корейские и китайские бизнесмены друг друга, мягко говоря, недолюбливают и друг другу не сильно доверяют. В Пекине местные деловые люди рассказывали мне ужасы про то, как в первые месяцы кризиса корейские предприниматели, случалось, бросали свои китайские фабрики на произвол судьбы: улетали на родину, забрав всю наличность, не выплатив зарплату рабочим и не выполнив деловых обязательств. В Сеуле мне подтвердили: такое действительно случается. Зато даже в Пекине корейские товары считаются — и справедливо! — более качественными, чем китайские. На том же знаменитом русском рынке ЯбаоЛу продавец будет вас убеждать: «Бери, не сомневайся! Это корейское качество, лучше китайского».


А вообще, по традиции три больших азиатских народа — китайцы, корейцы и японцы — друг другу немного не доверяют. Но китайцы и корейцы легче находят общий язык, основываясь на бытовой нелюбви к японцам, которые оккупировали на 35 лет Корею и на 8 — Китай. Азия на самом деле густо замешана на эмоциях.


Китай.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter