Народная газета

Ускользающая красота

Анну Нетребко возмутил рейтинг журнала Forbes

Имя примадонны оперной сцены народной артистки России Анны Нетребко, собирающейся в феврале посетить Минск в качестве гостьи V Международного фестиваля “Владимир Спиваков приглашает...”, на этой неделе вновь оказалось на слуху. По версии журнала Forbes, Нетребко возглавила рейтинг самых богатых знаменитостей, обогнав самого, страшно сказать, Филиппа Киркорова, выступавшего в 2015 году свидетелем на свадьбе Нетребко с азербайджанским тенором Юсифом Эйвазовым. С Киркоровым королеву сопрано разделяет не такая уж большая сумма: по версии журнала, оперная певица заработала за год 7,5 млн долларов, Киркоров — 7,4 млн долларов. 

Узнав о своем почетном первом месте, певица успела возмутиться такой оценкой, заявив, что цифры “взяты с потолка”, и с негодованием опровергла сведения о доходах: “Ваша информация абсолютно неверна! Прекратите врать! Я не жалуюсь на свою зарплату, но ваши цифры просто смешны!.. Моему возмущению нет предела”.

Редакция журнала парировала, что все данные — субъективная оценка: “Мы не раскрываем наши источники. Цифры нам помогли установить эксперты, которые занимаются организацией концертов звезд такого уровня...”. Также редакция добавила: “Если нам при помощи героя удастся уточнить наши цифры, от этого только все выиграют”. Наверняка страсти улягутся и та, что еще в юности получила титул “Мисс Кубань”, сменит гнев на милость: к первым местам ей не привыкать. 

Что же такое первое место оперной дивы в таком рейтинге? Неужели долгожданная победа классики над поп-культурой? Думаю, нет, просто талантливая Анна Нетребко — оперная дива нового формата. В августе 2010 года на конкурсе “Новая волна” она исполнила с будущим свидетелем Киркоровым песню “Голос”, открыв, как отмечают критики, в своем творчестве новую страницу — стиль кроссовер, представляющий синтез классики и поп-, рок- или электронной музыки. Появление этого жанра, наверное, символично: иначе современной опере не выжить. 

Выигрывает и зарабатывает первую строку в рейтинге Forbes тот, кто умеет опровергать устоявшиеся в отношении оперных исполнителей стереотипы. Трудно представить, чтобы кто-то из оперных див прошлого вел себя на сцене столь раскрепощенно, как Нетребко. Мне трудно вообразить на сцене Галину Вишневскую или Елену Образцову, сбрасывающих во время исполнения арии туфли. Это не хорошо и не плохо, это примета времени. Нетребко выработала новую матрицу поведения для оперных звезд, которая включает в себя походы всей семьей на передачи типа “Вечернего Урганта”, мелькание в глянцевых журналах, участие в рекламе.

Нет ничего странного и унизительного в том, что и Forbes подсчитал доходы певицы, публичного человека, деловито и холодно. Но задумывается ли сама Нетребко и звезды ее уровня, что цены на их выступления в самом деле уже давно отсекают большую часть интеллигентной оперной публики? Они попросту для нее недоступны. Так же, как и на концерты Мацуева, Хворостовского, того же Спивакова... Истинные ценители остаются за крыльцом концертного зала или филармонии, а те, кто попал в зал, счастливы от одного осознания этого факта. Вряд ли они будут дотошно вникать в особенности пения... Хотя при этом классические артисты первого ряда продолжают гордо рассуждать о высоких материях, о влиянии на них Бриттена и Скрябина, продолжают носить смокинги и бабочки. А ценник заламывают на свои выступления вполне себе земной, но для многих простых слушателей попросту неподъемный.

Так “вилка” цен на минское выступление Нетребко с супругом, тенором Юсифом Эйвазовым, на фестивале Спивакова от 81 до 603 рублей. Лучшие места в партере Дворца Республики стоят около 400 рублей. Дорогая во всех смыслах классика. Вряд ли такие билеты могут себе позволить преподаватели музыки или студенты академии музыки. Тем не менее попавшие на минский концерт певицы зрители смогут с гордостью считать, что тоже внесут свою лепту в ее доход, как бы Forbes его в следующий раз ни подсчитал.


Версия для печати
Руслан, Менск
Нетребко совершенно правильно выиграла этот рейтинг - только классическое Искусство способно содержать попсу, которую надо бы отнести не к Минкульту (в котором правит бал только что назначенный Патриот Киноискусства Рыдван А.В.), а к министерству бытового обслуживания...
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?