Дрифтинг: опасно, но очень эффектно

Ушли в занос

ЩЕЛЧОК зажигания — и машина начинает рычать. Всего за пару секунд она разгоняется до скорости, на которой я не то что по городу — по пустой трассе не рискну ехать, и начинает закладывать виражи. Резина визжит, выписывая немыслимые фигуры на асфальте полигона Липки, дым валит из-под колес, а я вжимаюсь в сиденье и хватаюсь руками за металлические трубы возле пассажирской дверцы, проклиная себя за то, что согласилась сесть в машину одного из самых известных дрифтеров Беларуси Дмитрия НАГУЛЫ. Он — пятикратный чемпион страны по дрэгрейсингу, двукратный вице-чемпион по дрифтингу и обладатель Кубка Беларуси, участник множества зарубежных гонок, 17 лет посвятивший автоспорту. В тот момент, когда Дмитрий в очередной раз идет на разгон, о регалиях пилота не думаешь — мечтаешь только, чтоб душа не оставила тело, а когда машина на бешеной скорости несется в бордюр, машинально зажмуриваешь глаза. Открываешь их через секунду и не можешь поверить увиденному: зайдя в вираж, БМВ остановилась буквально в миллиметре от препятствия! Когда выходила из машины, тряслось все: и колени, и руки. На вопрос нашего фотокорреспондента, в порядке ли я, смогла лишь кивнуть головой и показать большой палец. А через мгновение поймала себя на одной мысли: прокатилась бы еще раз!


В 2001 году на большие экраны вышла первая часть самого известного фильма об уличных гонках — «Форсажа». И после него многие белорусские мальчишки захотели научиться гонять так же — быстро, опасно и эффектно. Был среди них и 19-летний гродненец Дмитрий Нагула. 

— Да, первые дипломы с нелегальных «покатушек», которые мы устраивали, насмотревшись «Форсажа», лежат как раз с тех лет. А года через 2—3 у нас стали проводить официальные этапы по дрэгрейсингу — гонкам по прямой. С тех пор участвую только в официальных соревнованиях. В дрэгрейсинге я пять раз становился чемпионом страны, но потом забросил — увлекся дрифтингом. 

На крупном слете в Варшаве Дмитрий Нагула впервые сел в машину к дрифтеру и понял, насколько это интересно. А через несколько месяцев купил ту самую «Мазду». Дрифтер уверен: начинающему пилоту дорогая машина не нужна — можно купить обычную БМВ, немного ее доработать, заварить задний редуктор, поставить специальный ручник — все, можно учиться дрифтингу, начиная с простых элементов — восьмерок, пятаков, которые можно «крутить» даже на парковках. Но для участия в соревнованиях этого недостаточно:

— На официальных гонках к машинам предъявляют серьезные требования — например, в ней должен быть установлен специальный каркас безопасности, сваренный специалистами, — его нельзя сделать самому дома из водопроводных труб и так далее. Чтобы добиться результата, машину нужно постоянно совершенствовать. В моей БМВ от заводской комплектации мало что осталось: мотор в ней, например, от «Тойоты», но если обычно он выдает 280 лошадиных сил, у меня — 530. Вместо обычных установлены сиденья-«ковши», пятиточечные ремни безопасности, гидравлический ручник. Это, что уж скрывать, очень дорогой спорт.

Научиться дрифтингу может любой, и эти навыки будут полезны в обычной жизни: например, при вождении зимой на скользкой дороге

За 17 лет в автоспорте Дмитрий сменил всего пять машин. По-прежнему в строю три из них — БМВ, «Ниссан» и «Шевроле», кузова еще двух — «Мазды» и «Фольксвагена-Гольфа» — хранятся у пилота. К своим автомобилям спортсмен относится просто:

— Кто-то дает имена своим машинам. У наших гонщиков есть Толстушка Бетти, Жизель и другие. У моих автомобилей имен нет. Я давно в автоспорте, и для меня машина — это средство для выполнения задач, инвентарь, на котором показываю результат. Кстати, важный момент: если боишься поцарапать или разбить тачку, первое место на соревнованиях никогда не займешь. 

Аварии в автоспорте — частое дело, они происходят почти на каждых соревнованиях. В Пинске, например, новичок недавно въехал в стенку. Да так, что полностью вырвало колеса — машина упала на землю. Хотя со стороны это выглядело жутко, сам пилот остался цел, как и в преимущественном большинстве других аварий — для их безопасности в машине установлены каркасы и ремни, а выступают спортсмены в специальных комбинезонах, шлемах, ботинках и перчатках, как в «Формуле-1», что, кстати, добавляет неудобств:
Дмитрий НАГУЛА говорит: от заводской комплектации в его БМВ мало что осталось

— Сейчас, когда на улице около 25 градусов, для дрифтинга жарковато. В такую погоду в салоне машины около 60 градусов. А было несколько этапов на чемпионате Беларуси, когда на улице было плюс 32. В машине — настоящая сауна: стекла закрыты, а кондиционера нет — автомобиль максимально облегчен, чтобы не терять мощность. И при этом мы должны быть полностью экипированы — шорты и майки надевать нельзя. 

Сейчас в Беларуси дрифтингом занимается около 30 человек. Каждый год у нас проходит чемпионат страны, на который приезжают не только наши гонщики, но и дрифтеры из Украины, России и Литвы. А 16—17 июня, продолжает Дмитрий Нагула, в Минске пройдет еще один крупный международный турнир — Восточноевропейский кубок по дрифтингу EEDC:

— В отличие от чемпионата Беларуси, который проводится в несколько этапов в разных городах — Минске, Бресте, Пинске, Логойске, Могилеве, — эти соревнования проходят в один этап. На них приезжает много гостей из-за границы, в том числе и звезды — например, у нас был Челси ДеНофа, икона японского дрифтинга Дайго Сайто, американец Райан Терк. Очень круто, когда появляется возможность обмениваться опытом, соревноваться со звездами и побеждать их!

В ЭТОМ году главным судьей соревнований  будет американец Брайан Эггерт — действующий судья «Формулы Дрифт США». Гонщики из разных стран сначала выступят в квалификации, а потом посоревнуются в парных заездах — настоящем адреналиновом шоу, во время которого, двигаясь на максимально близком расстоянии, один из пилотов старается повторить траекторию движения и эффектные заносы второго. Судейство, кстати, несубъективное: на автомобили пилотов устанавливаются специальные приборы, которые отслеживают угол, ускорение и траектрию каждой машины, и судьи сверяют эти данные с судейским заданием. В задании, например, отмечаются участки, в которые дрифтеры должны приехать передними или задними колесами. От того, насколько близко пилот подъедет к ним, зависит оценка. Важны, конечно, и углы заноса, и траектория движения машины, ее ускорение и даже количество дыма из-под колес... Но куда лучше, чем прочесть об этом или тысячу раз услышать, хотя бы раз увидеть дрифтинг своими глазами. Уверена: равнодушным он не оставит никого!

tanyapast91@gmail.com

Фото Александра СТАДУБА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter