Вашингтон теряет союзников

Ушли под воду

Эммануэль Макрон в гневе страшен. Теперь об этом точно знают в Вашингтоне и Канберре. И в Лондоне тоже. Да что там — теперь об этом знает весь мир. Франция пошла на беспрецедентный шаг, впервые в истории отозвав послов из США и Австралии: так она защищает отечественных производителей, которых лишили многомиллиардных контрактов. Хотя на самом деле решение Канберры отказаться от контракта на строительство подводных лодок с Францией в пользу США и Великобритании — далеко не только четырехсторонний кризис. Это решение ставит под сомнение еще и надежность отношений между США и их европейскими союзниками. Более того — вбивает клин в эти отношения. А с учетом недавней ситуации в Афганистане, решение о выводе войск из которого Вашингтон принял, не посоветовавшись с союзниками по НАТО, клин становится все шире. Настолько, что Париж требует пересмотра всей оборонной стратегии НАТО. Но давайте обо всем по порядку. 


Австралийский контракт с французской Naval Group на строительство 12 подводных лодок класса Barracuda называли «сделкой века». Но, утверждает отозванный из Канберры французский посол Жан-Пьер Тебо, «у нас есть очень достоверные данные, что все это (срыв сделки. — И. П.) готовилось в течение 18 месяцев». То есть разведка все-таки работает, хотя и запаздывает. Потому что, оказывается, договоренность о том, чтобы контракт на подводные лодки отнять у французов, была достигнута в июне на саммите «большой семерки» (G7) в британском Корнуолле, куда пригласили и премьер-министра Австралии Скотта Моррисона. В эти выходные об этом написала британская газета The Sunday Telegraph. 

Скотт Моррисон.

Не отрицая самого факта договоренности за спиной у Парижа, премьер Моррисон объясняет все ухудшающейся обстановкой в Индо-Тихоокеанском регионе: мол, технические характеристики французских «Барракуд» на сегодня не соответствуют угрозам безопасности, они не смогут защитить Австралию. И не только объясняет, но и идет в атаку: мол, решение не было спонтанным, зрело долго, и французы об этом знали. Но французов попытки австралийцев оправдаться даже как будто раззадорили: отзыв послов был только началом. Они говорят, что принятие решения было непрозрачным: «Я слышал комментарии, что у нас были обсуждения по подлодкам до объявления Австралии. Это неправда», — заявил министр иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан, обвинив Канберру и Вашингтон «во лжи и двуличии». Его подчиненный, госсекретарь по делам Европы Клеман Бон, говорит, что Вашингтон пренебрежительно относится к союзникам, следуя принципу «Америка превыше всего». Принцип этот, провозглашенный Дональдом Трампом, похоже, действительно взят на вооружение новой администрацией США, хотя вслух она в этом, конечно, не признается. 

Жан-Ив Ле Дриан.
 Франция — ядерная держава, играющая одну из важнейших ролей в ЕС и НАТО (что в данном случае даже важнее), — чувствует себя оскорбленной и униженной. Это плохие чувства для принятия взвешенных решений. Потому что для их принятия нужна холодная голова. Но пока никто не намерен остывать. Даже Китай.
При чем здесь, спросите, Китай? А при том, что австралийский атомный подводный флот, который появится вместо французских «Барракуд» при содействии США и Великобритании, будет построен в рамках нового альянса, который многие комментаторы уже окрестили «тройственным союзом»: Австралия, Великобритания и США основали AUKUS (по английским аббревиатурам названий государств) для обеспечения безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе. Они, конечно, заявляют, что он не направлен против третьих стран. Но «третьи страны», в частности Китай, знают, что это не так: альянс создан для его сдерживания. Кроме атомных лодок, Австралия получит американские ракеты, в том числе крылатые «Томагавки», а также новейшие виды вооружений, находящиеся в стадии разработки. Так что Макрон и французы пали жертвой изменений в геополитической стратегии США: Вашингтон отворачивается от Европы в сторону Азии и Тихого океана. Этот процесс идет уже некоторое время, но сейчас стал очевиден всем, и это означает в том числе то, что статус региона меняется — он становится главной ареной столкновения интересов двух ведущих государств мира, США и Китая. И будет «нагреваться» дальше. В Пекине говорят о возвращении «ментальности холодной войны», и это, к сожалению, правда. Один из участников войны остается прежним — это США, а вот его соперник изменился: место СССР, а потом России теперь занимает Китай. Это будет долгая и сложная игра, в которой в той или иной степени примет участие весь мир. 

Ну а что с Францией, ставшей в некотором роде первой жертвой новой холодной войны? В этой ситуации она теряет только деньги, хотя и очень большие, и это чувствительно как для экономики, так и для репутации президента, которому в следующем году предстоят перевыборы, а вот США могут потерять нечто гораздо более существенное: репутацию и безусловное лидерство. Ну, или то, что от них еще осталось. 

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter