Ушел на работу и не вернулся

.
...Санитарка инфекционной больницы привычно открыла стерилизатор. Град осколков, обжигающая жидкость - рванувшие флаконы с кипящим физраствором шансов на выживание не оставили. Через несколько дней 50-летняя женщина скончалась в больнице от ожогов.

Трагедия... Но что за ней? Преступная халатность тех, кто должен обеспечивать безопасность жизни и здоровья работника, или же вина самой погибшей? При одном варианте виновные должны быть наказаны, родным выплачена компенсация и установлены соответствующие ежемесячные платежи, при другом - работодатель может спать спокойно, оставив проблемы, включая и материальные, осиротевшей семье.

Травмы на производстве, в том числе и с летальным исходом, - тема непростого и болезненного разговора. Как, впрочем, и само расследование несчастных случаев - процедура, обязательность и порядок которой закреплены законом как неотъемлемая часть защиты жизни, здоровья и интересов работника. Увы, практика показывает, что наниматель, заинтересованный в сокрытии несчастных случаев, зачастую всеми правдами и неправдами снимает с себя ответственность за происшедшее. В ход идут липовые заявления о бытовом характере травмы, подлоги в документации, удостоверяющей, что человек пострадал в рабочее время и на рабочем месте, запугивание свидетелей, угрозы в адрес самого пострадавшего. На то, чтобы установить, а чаще восстановить истину, уходят месяцы, а порой и годы. Причем удается это далеко не всегда. Как, например, в случае с молодым парнем, в результате производственной травмы наполовину потерявшим зрение, и, по сути, оставшимся инвалидом. Или с уборщицей, когда ушиб головы (на рабочем месте, в рабочее время) повлек за собой необратимые изменения и потерю трудоспособности. Доказать, что акт о бытовом характере травмы женщина подписала в шоковом состоянии по настоянию администрации, спустя 10 лет после случившегося почти невозможно. Поэтому очень важно, кто стоит на страже объективности и закона.

Федерация профсоюзов Беларуси сегодня чрезвычайно обеспокоена тем, что новые правила расследования несчастных случаев на производстве, подготовленные Министерством труда и соцзащиты, ограничивают права профсоюзов по соблюдению законных интересов граждан. "Нам отвели роль статистов и наблюдателей, - считает главный технический инспектор труда ФПБ Александр Зайцев. - Федерация профсоюзов не может согласиться, что единоличное право определять наличие в действиях потерпевшего грубой неосторожности и устанавливать степень его вины предоставлено государственному инспектору труда. При этом представителя профсоюзов (как правило, это технический инспектор труда) лишают возможности вести расследование - опрашивать потерпевшего, свидетелей, должностных лиц, требовать необходимые документы, принимать решение об экспертизе и других оперативных действиях. Его подпись на заключении госинспектора в этой ситуации превращается в формальность. А особое мнение, на которое мы имеем право в случае несогласия, по сути, никак не влияет на принятое решение".

Предложенный в проекте порядок расследования, по мнению Александра Зайцева, не только противоречит Трудовому кодексу, но и создает лишь видимость объективности и коллегиальности. Итог подобной декорации - многолетние мытарства, пересмотр результатов, судебные тяжбы. Только в прошлом году, по данным ФПБ, половина смертельных случаев на производстве были оформлены как непроизводственные, то есть фактически скрыты от учета и государственной статистики. "Именно поэтому, - уверен Александр Зайцев, - Федерация профсоюзов никогда не согласится отдать на откуп одного ведомства судьбу человека, попавшего в беду. Подобные ошибки коверкают судьбы людей, убивают в них веру в справедливость". И, добавим, дают страховщику право уменьшать размер страховых выплат.

Кстати, именно в связи с обязательным страхованием от несчастных случаев на производстве, которое в соответствии с декретом Президента вводится в Беларуси с 1 января следующего года, в Минтруда и создана рабочая группа по подготовке правил, вызвавших столь категоричное несогласие профсоюзов.

Между тем в Министерстве труда и социальной защиты поводов для столь бурной реакции не видят. "Во-первых, этот порядок действует уже с 1999 года, - сообщил мне замминистра Валерьян Король. - Сейчас положение о порядке расследования несчастных случаев просто приводится в соответствие с декретом Президента в части обязательного страхования. Во-вторых, когда мы принимали это решение, именно наши инспектора были против - слишком велика цена возможных ошибок. Практика, правда, убедила, что персональная ответственность гораздо лучше коллективной безответственности: расследование проводится четко, без лишней волокиты. Кстати, и обжаловать в случае несогласия заключение одного человека намного проще - либо в вышестоящей инстанции, либо в суде. И главное - профсоюзы никто от расследования не отстраняет: их выводы обязательно учитываются. Так же, как мнение нанимателя, представителей страховщика и всех заинтересованных сторон. Коллегиальность расследования никто не отменял и не отменяет".

В общем, позиции понятны. Остается добавить, что полемика Минтруда и ФПБ продолжается, согласительные комиссии работают, правила расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний готовятся к выходу в свет. Продолжается и разбирательство по делу погибшей в мае санитарки. Наниматель и госинспектор труда утверждают, что в трагедии виноваты погибшая и несовершенство стерилизатора. Представитель профсоюза - что вина на совести работодателя: женщина просто не знала, что аппарат для стерилизации флаконов не предназначен. Пока особое мнение с официальным заключением не совпало.

Справка "СБ"

Ежегодно на производстве получают травмы до 8 тысяч человек. Из них около 250 погибают, а 700 получают тяжелые травмы вплоть до полной потери трудоспособности. Более 300 человек регистрируются каждый год как больные с впервые выявленными профессиональными заболеваниями. По данным Министерства статистики, в 2002 году от несчастных случаев на производстве пострадали 5.995 человек. Из них 1.473 женщины и 21 подросток в возрасте до 18 лет. Получателями сумм возмещения вреда в настоящее время являются более 22 тысяч человек.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter