Ушастая компания. Главным героям наступающего года — зайцу и кролику — делить нечего, поскольку они являются родственниками.

Зайцы и кролики относятся к одному семейству — зайцев, отряду зайцеобразных. В этом семействе несколько видов: русак, беляк, песчаник, маньчжурский заяц и дикий кролик. Домашних зайцев не было и нет, зато человек приручил и разводит близкого заячьего родственника — дикого кролика, встречающегося в странах Южной Европы и Северной Африки.

Братцы-кролики

Кролик был одомашнен за несколько столетий до нашей эры, по-видимому, в Испании. Кроликов разводили в Поздней Римской империи. Примерно в то же время их приручили в Китае. Бурное развитие кролиководство получило в XVIII и XIX столетиях, когда сформировались основные его направления и породы животных, использующиеся для получения ценного мяса и дешевого мехового сырья. Вес некоторых домашних кроликов достигает 8—10 килограммов.
Происхождению и эволюции домашних кроликов много внимания уделял Чарльз Дарвин. Он, в частности, установил, что череп у многих пород домашних кроликов стал длиннее, чем у диких, но объем, а главное масса мозга уменьшились. Другими словами, живя в неволе, кролик значительно “поглупел”.
Выпущенные на свободу кролики могут причинить большой вред. В позапрошлом столетии кроликов завезли в Австралию, где они из-за отсутствия своих естественных врагов — волков и лис — быстро размножились и стали серьезной угрозой для сельского хозяйства этой страны. Они поедали больше травы, чем овцы (5—6 кроликов требуют столько же корма, сколько одна овца), стали истреблять посевы, научились даже лазать по деревьям. Борьба с ними потребовала колоссальных денежных средств: на континент необходимо было специально завозить лис и хорьков, а также строить углубленные в землю проволочные ограждения полей.

Как что — сразу косой!

Заяц — один из самых популярных образов народной мифологии. В славянских фольклорных текстах очень часто обыгрываются и его длинные уши, и короткий хвост, и характерная “заячья губа”, и пугливость. По распространенному поверью, заяц будто бы спит с открытыми глазами. Поэтому выражения “спать, как заяц”, “заячий сон” у всех славян обозначали чуткий сон.
Такие характерные признаки зайца, как “белый и пушистый”, часто использовались в народной лексике. Русские крестьяне называли “зайцами” хлопья снега, первые снежинки, словом “зайко” обозначались изморозь, иней в избе. “Зайчиком” называли также клуб белого пара, выходящего зимой из теплого помещения.
В сказочных сюжетах, где главными героями являются дикие лесные звери, заяц обычно занимает позицию самого младшего персонажа, иногда разделяя ее с белкой или лаской. Однако образ маленького серенького “трусишки” — далеко не единственная его мифологическая роль. К примеру, в народной сказке “Безногий богатырь” именно заяц находит источник с “живой” водой, чтобы оживить героя и вернуть ему ноги. Интересно, что в этой сказке в качестве заячьего напарника выступает волк.
У восточных славян заяц олицетворял мужское плодоносящее начало, что особенно ярко проявлялось в свадебной обрядности. Участника хоровода, изображающего зайца, просили свить венок, поцеловать девушку. В Украине существовал специальный танец “Заяц”, который исполнялся со стеблями соломы в зубах — наподобие заячьих усов.
В русских предсвадебных величаниях в образе зайца выступал жених, выбирающий себе невесту. Мотив женитьбы зайца на кунице или сове встречается в белорусских и украинских шуточных песнях и сказках. Образ зайца фигурирует также в белорусских и польских песнях с любовно-брачной тематикой. На Полесье сон о пойманном зайце предвещал женщине беременность и рождение сына. Любовная символика определяет и народное представление о влиянии зайца на красоту и привлекательность человека: “Кто съест кусочек заячьего мяса, будет красавцем”. На свадьбе для украшения каравая или отдельно из его теста пекли фигурки зайца.
В то же время считалось, что заяц, как и ворон, предвещает людям недоброе. Согласно народным поверьям, если, отправившись в дорогу, встретишь зайца, то нужно немедленно возвращаться домой, так как в любом задуманном деле тебя постигнет неудача. О широком бытовании этих представлений у разных слоев общества свидетельствует фрагмент летописи Данилы Галицкого, где в записи за 1252 год рассказывается о том, как литовский князь Миндовг, увидев в поле зайца, приказал своей свите: “В лес, в рощи не входити и не сметь ни розги уломити”. И вернулся в Новогрудок.
Многие любители русской литературы знают о том, как боялся зайца, перебегающего дорогу, Александр Сергеевич Пушкин. В 2001 году на дороге из Михайловского, где великий русский поэт находился в ссылке, в Петербург был установлен памятник... зайцу. Оказывается, серый боязливец перебежал Пушкину дорогу в далеком 1825 году, когда тот ехал в город на Неве, чтобы присоединиться к выступлению друзей-декабристов. По просьбе Александра Сергеевича ямщик повернул лошадей назад, в результате поэт не попал в число осужденных после восстания на Сенатской площади.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter