Художники из Минска переехали в деревню Райца, чтобы спасти старинную усадьбу

Усадьба для Веры

На Гродненщине, как ни в одной другой области страны, сохранилось много старинных усадеб. У этих памятников старины разная судьба — одни продолжают разваливаться от времени и непогоды, другим повезло, и их новые владельцы, не жалея сил и средств, спасают полуразрушенные особняки от гибели. Один из таких историко-культурных объектов находится в деревне Райца Кореличского района. Уже почти десять лет его сохранением и восстановлением озабочены хорошо известные в стране и за рубежом художники Вера и Александр Солдатовы. Возрождение памятника архитектуры XIX века стало для них делом всей жизни. Корреспондент «Р» отправилась в гости.

Усадьбе, в которой поселились художники, 206 лет.

Дом на поруки

Агрогородок Райца находится всего в нескольких километрах от городского поселка Кореличи. Деревенька живописная и живая. И рельеф ее весьма примечательный — она вылеплена из маленьких горок, подъемов и спусков. По словам местных жителей, здесь две достопримечательности — церковь Святой Варвары и дворянская усадьба. Мы едем туда с заведующей отделом ремесленной деятельности Кореличского дома ремесел Юлией Бояренко. По пути она рассказывает о поселившихся в деревне художниках: 

— Вера Солдатова — известный мастер с мировым именем. Ее работы знают далеко за пределами нашей страны. Часть композиций из соломки можно увидеть не только в городах Беларуси, но и в Москве и Лондоне. Муж Веры Евгеньевны — иконописец. Он делает иконы на заказ в своей маленькой мастерской. Работает с жидким золотом, которое закупает в монастырях, а супруга иногда делает для его икон рамки из соломки. Одна из самых значимых совместных работ этих двух мастеров — знаменитый иконостас в Дудутках. 

Вера СОЛДАТОВА: «Увидела эту усадьбу и поняла — это дело всей моей жизни».

А вот и сама хозяйка старинной усадьбы. Она встречает нас на пороге деревянного дома с колоннами. 

— Приехали мы сюда в 2010 году, — рассказывает она после короткого знакомства. — До своего приезда в Райцу ездила по окрестным хуторам около 15 лет. Искала что-то подобное, чтобы поселиться надолго. Об усадьбе узнала совершенно случайно. Обратилась в Кореличский райисполком, где встретила понимание и поддержку. Когда впервые сюда попала, то очень удивилась тому, что дом достаточно хорошо сохранился. Он сухой, без плесени. Только немного пахло медикаментами. Да и парк окружающий просто очаровал. Тогда, собственно говоря, еще мало что было известно про этот дом. Сначала обратилась в Национальную библиотеку, потом поехала в Краков, Варшаву, где нашла много интересной информации и документов. 

Здание бывшей сельской амбулатории до переезда в него четы Солдатовых пустовало шесть лет. Как-то не находилось желающих взять на себя ответственность по восстановлению усадьбы. Поэтому с аукциона ее продали всего за одну базовую величину с отягощением. 

— По сути, главной задачей было сделать все возможное, чтобы дом больше не разрушался, — вспоминает гостеприимная хозяйка. — Практически сразу мы подремонтировали одну из комнат, где и оформили музейную экспозицию. К тому моменту раскопали историю, в которой фигурировали четыре фамилии и четыре герба. Первые сведения о поместье датируются 1511 годом. Одни из самых известных владельцев — Раецкие. Интересные люди. Одни представители рода Раецких с Наполеоном прятали золото, другие, наоборот, защищали Москву, третьи участвовали в восстании 1863 года. Последний выходец из этой семьи, о котором хоть что-то известно, работал в Австралии на радио, где на чистом белорусском языке вел передачи для диаспоры. 

Музейное дело

Дом выдержан в классическом стиле. Ему уже 206 лет. Нынешние хозяева стараются не нарушить архитектуру и сохранить те немногие вещи, которые дожили до настоящего времени. В одной из комнат сохранился старинный паркет из лиственницы и дуба толщиной 40 миллиметров. Там в будущем разместят еще одну музейную экспозицию, посвященную иконописи и живописи. 

Александр СОЛДАТОВ — известный иконописец.

— Все делаем сами, силами своей семьи, поэтому быстро не получается, — разводит руками собеседница. — Вот сейчас невестка Аня приехала помогать. Летом у нас гостили внуки, а с ними особо не поремонтируешь. У нас двое сыновей и десять внуков. 

Потом Вера Евгеньевна проводит небольшую экскурсию по парку. 

— Вот у нас сохранился единственный в Беларуси французский восьмитычинковый каштан. Его пытаются размножить, но больше нигде он не приживается. Вот беседка из семи кленов. 

Сердце дома — выставочный зал, где собраны предметы быта XIX века, изделия из соломки, гобелены, живопись. Сама мастерица может часами рассказывать о деле своей жизни: 

— Вот точно такой же зубр уехал когда-то в Венесуэлу в подарок, — показывает она на центральную экспозицию зала. — Когда-то только на его разработку ушло полгода. Тогда я еще работала в университете культуры и искусств. Вот это моя первая лошадка из соломки. Она хромоногая, поэтому никуда не ушла. В музее имени Пушкина в Москве есть много моих работ. Очень много предметов быта, которые я долго собирала по хуторам. К примеру, вот эта ручной работы туфелька 1927 года. Есть уникальная коллекция резчика по дереву Михаила Чубрика, которую подарили музею его наследники из Польши. 

Официально музей не зарегистрирован, однако немало людей заезжает сюда просто так. Причем не только белорусы. Особенно много гостей из Польши. Активизировалась молодежь района. 

Повторение пройденного

Одним из владельцев дома был Юзеф, брат знаменитой возлюбленной Адама Мицкевича Марыли Верещако. Потом дом был продан внуку Марыли — графу Путткамеру. В 1910-м имение в приданое получила его дочь Янина, которая вышла замуж за профессора Адама Желтовского. Они пускали в усадьбу арендаторов, чтобы как-то обработать 200 гектаров земли. После Желтовские подарили усадьбу католическим монахиням-паллотинкам, которые жили в ней до 1939 года. С этой конгрегацией Вера Евгеньевна до сих пор поддерживает связь. 

— Именно монахини вели здесь культурно-просветительскую жизнь. Был театр, проводились фесты и праздники. Именно такую атмосферу мы с мужем пытаемся возродить. В этом году они привезли нам книгу, и мы планируем полностью повторить тот ландшафтный дизайн парка, который запечатлен на фото. 

kondratsieva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter