Урожай собрать — не поле перейти

Опасности страды: зерно засасывает, жатки отрубают пальцы

Прошлогодняя уборочная унесла три жизни работников АПК, нынешняя также не обошлась без жертв…

Конец лета—начало осени — горячая пора для аграриев. Миллионы тонн зерна, центнеры с гектара, передовики производства… Забот в это время полно не только на полях. Ведь собранный урожай надо высушить и отправить на переработку. К сожалению, есть у этой благородной работы — пополнять закрома страны — и обратная сторона.

Сельскохозяйственная отрасль считается одной из самых травмоопасных. С цифрами не поспоришь: в сельском хозяйстве занято 9,4 % экономически активного населения, а уровень производственного травматизма со смертельным исходом достигает 22,8 % от общего количества погибших. Нынешний год объявлен в республике годом безопасности в сельском хозяйстве. Успехи есть, отмечают эксперты, но есть и провалы. Как соблюдаются меры по охране труда на предприятиях АПК? За ответом корреспонденты «Р» отправились на один из двух мощнейших зерносушильных комплексов страны.

Сухой закон

Вместе с начальником Столбцовской межрайонной инспекции труда Федором Черноголовом прибываем на предприятие «Облрапсагросервис» в горпоселке Городея Несвижского района. В июне прошлого года, накануне уборочной, здесь установили зерносушилку производительностью 60—80 тонн в час. Тогда ЗСК такой мощности был единственным в стране, сейчас аналогичный агрегат установлен еще в одном районе Минской области.

— Очень довольны сушилкой. Почему? Бывает, получаем от хозяйств семена рапса с влажностью более 30 % при норме 14—16 %. Такой рапс очень сложно высушить для дальнейшего хранения и использования в производстве. Этот комплекс справился на «отлично», — рассказывает директор ЗАО «Облрапсагросервис» Петр Кулик. — Он позволяет сушить в больших объемах и обеспечивает постоянный процесс перемешивания и вентилирования.

«Облрапсагросервис», как следует из названия, специализируется на сушке рапса, поскольку семена этой культуры служат сырьем для производства масла — основного направления деятельности компании. К примеру, из 12 400 тонн высушенного в прошлом сезоне сырья 7000 — это рапс. Остальное — пшеница, тритикале, кукуруза. А в дальнейшем здесь намерены сушить сою и семена подсолнечника. В нынешнем году на складах предприятия лежит уже 32 400 тонн рапса, а по плану — довести цифру до 60 тысяч тонн.

— Изначально рассчитывали построить завод, способный перерабатывать 80 тысяч тонн рапса в год. Но аппетит приходит во время еды, и сегодня мы замахнулись на 180 тысяч тонн. Это будет самый крупный завод в Беларуси! — говорит Петр Кулик. — К тому же самый экономичный по расходу газа и электроэнергии на сушку тонны зерна. И это не просто слова: во время сушки специалисты научно-практического центра по механизации сельского хозяйства посчитали, что на сушку одной тонны зерна идет 4,8 кубометра газа и 3,5 кВт электроэнергии. В то время как по республике эти показатели в 2—2,5 раза выше.

Вы в эфире

Подходим к самому ЗСК, чтобы воочию увидеть чудо-агрегат. Именно сейчас машина не задействована, но это ненадолго. На предприятие уже звонят хозяйства, начавшие уборку ярового рапса. К слову, всего у «Облрапсагросервиса» 163 поставщика из всей Минской области.

Путь зерна и семян начинается с очистки. Машина выгружает содержимое в бункер, оттуда оно подается наверх, в очистительные машины. Загрузка в бункер происходит безопасно: он оборудован решетками, поэтому провалиться туда у человека нет возможности. Воздух в сушилке нагревается при помощи двух горелок. Температура зависит от влажности и вида культуры. К примеру, рапс сушат сначала при относительно невысокой температуре — 68—70 градусов, а затем, когда большая влага уходит, доводят ее до 90 градусов.

— Не секрет, что сушилки способны гореть. Видите датчики? Они у нас везде. Это автоматическая система пожаротушения, — объясняет директор. — С противопожарной безопасностью все в порядке: емкость с водой, пожарный рукав, насос высокого давления — все как положено. Сушка происходит в летний период, когда на улице обычно жаркая погода. Рабочее место оператора сушилки оборудовано кондиционером.

Заходим в цех, где работают прессы для отжима масла. Инспектор труда обращает мое внимание: движущиеся части станков закрыты кожухами со всех сторон, чтобы ни рука, ни одежда человека не попали в работающие механизмы.

Еще одно важное подразделение предприятия — лаборатория, где делают экспресс-анализы, измеряют влажность рапса, определяют его сорность, проверяют жмых. И даже в таком, казалось бы, спокойном месте есть свои факторы опасности. К примеру, эфир, который используется для определения масличности рапса экстракционным методом. Однако, благодаря системе вентиляции и вытяжке, все вредное из помещения удаляется.

— Сложность в том, что здесь одновременно и действующее производство, и стройка, — поясняет Федор Черноголов. — Это новое предприятие, и когда оно сдавалось, мы тщательно смотрели, как на нем обстоит дело с охраной труда. Остались удовлетворены.

Зерно как зыбучий песок

К сожалению, на других предприятиях АПК не все так безоблачно. Вот несколько случаев, произошедших на ЗСК совсем недавно.

Волковысский район. Оператор сушильного хозяйства погиб, упав с трехметровой площадки возле бункера для зерна.

Копыльский район. Оператор ЗСК спускался от завальной ямы по металлическому настилу авторазгрузчика, поскользнулся и упал, получив травму позвоночника.

Ляховичский район. В воздуховоде топочного агрегата работники хозяйства обнаружили тело инженера, который занимался наладкой техники.

Всего этого можно было бы избежать, если бы выполнялись простые, но на самом деле жизненно важные правила безопасности труда. К примеру, работы на высоте могут проводиться только на специальных площадках с ограждениями. Все настилы должны иметь противоскользящую рифленую поверхность, а работники обязаны носить специальную обувь. Те места, из которых есть выход в замкнутое пространство, должны быть закрыты решетками. Все вращающиеся части машин, где имеются зубчатые, ременные, цепные передачи, должны иметь специальные защитные ограждения, — рассказывает начальник управления организации надзора и контроля Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Станислав Каминский.

Особое внимание нужно уделять завальным ямам, куда засыпают зерно, подчеркивает он. Они также должны закрываться решетками, а те в свою очередь замыкаться. При этом ключи от решеток и бункеров должны храниться у ответственного работника и выдаваться по специальному разрешению.

— Зерно как вода: если начало двигаться, то засасывает в себя все, как в воронку, — говорит начальник управления. — Оказавшись в нем по колено, самостоятельно человек выбраться уже не может. Передвигаться по буртам зерна можно только при помощи специальных настилов. Кроме того, важно правильно засыпать его в склад. Если оно засыпается бессистемно, образуется конус, который своим основанием давит на стены. Так, в позапрошлом году в Барановичском районе из-за обрушения стен помещения, приспособленного для хранения зерна, произошел смертельный случай.

Работник ведет себя так, как ему позволяют

К сожалению, люди гибнут и получают тяжелые травмы и на полях непосредственно во время уборки. Этим летом в одном из хозяйств Светлогорска комбайнер насмерть задавил своего помощника, заснувшего прямо на поле. В крови последнего обнаружили 2,9 промилле алкоголя. Безусловно, погибший грубо нарушил технику безопасности. Однако это не снимает ответственности за произошедшее с руководства, которое выпустило на поле комбайн и не проконтролировало, кто и как на нем работает. А если бы на поле были предусмотрены специальные места для кратковременного отдыха, 39-летний мужчина и не лег бы спать на валок соломы, считает инспектор.

В Чаусском районе 18-летний комбайнер очищал забившиеся ножи жатки. Когда нож освободился, парень руками провернул привод и лишился большого пальца на руке. Несколько дней назад в Быховском районе человек и вовсе упал в жатку комбайна.

— Работник ведет себя так, как ему позволяют, — считает Станислав Каминский. — Вообще, уровень организации и механизации уборочных работ довольно высок. Люди страдают там, где в организации безопасности проведения работ есть изъяны. Основные причины несчастных случаев повторяются из года в год: руководители и работники не выполняют своих обязанностей по охране труда, к эксплуатации допускается оборудование, не отвечающее требованиям безопасности, есть недостатки в обучении и инструктировании, нарушается трудовая дисциплина. В прошлом году недостатки в организации безопасного проведения уборочных работ привели к гибели трех работников и получению травм с тяжелым исходом еще пятью.

Во время нынешней уборочной уже погибли три человека. Надеемся, на этом скорбный список закончится.

-----------------------------------

Кстати

Важную роль в профилактике нарушений требований охраны труда и предупреждении травматизма в период уборки урожая выполняют созданные областными и районными исполкомами мобильные группы, которые обследуют рабочие места, оперативно выявляют недостатки в обеспечении безопасности труда и дают рекомендации по их устранению. За семь месяцев этого года в организациях агропромышленного комплекса страны мобильные группы провели 2498 проверок. Выявлено более 28 460 нарушений. По всем нарушениям даны рекомендации, организован контроль за их исполнением.

-----------------------------------

На снимках: лаборант Татьяна ЯКОВЦОВА отбирает семена рапса для анализа; зерносушильный комплекс ЗСК-60 — один из мощнейших в стране; каждую машину с зерном нужно взвесить.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter