Уроки транслируются по ТВ

1 сентября – дата, которая широко известна не только в Беларуси и ее странах-соседках. В День знаний за парты сядут и около трех миллионов школьников Кубы

1 сентября – дата, которая широко известна не только в Беларуси и ее странах-соседках. В День знаний за парты сядут и около трех миллионов школьников Кубы. В системе среднего образования наших стран, пускай находящихся на разных континентах, много общего. Но, без сомнения, есть и различия. Об особенностях образовательного процесса на Кубе «Р» рассказала советник Посольства Республики Кубы в Беларуси госпожа Лурдес Иера Санчес.

— Наш праздник 1 сентября во многом схож с вашим и отмечается он так же, как и в Беларуси. В этот день все ребята, красивые и нарядные, идут в школу. Будь то город или провинция. Кстати, 1 сентября, как правило, глава нашего государства Фидель Кастро или министр образования выступает с обращением, в котором говорится о том, какие задачи стоят перед системой образования, по каким направлениям нужно будет работать в этом году. 

Обычно в первый день осени уроков нет, проходят лишь торжественные мероприятия. Кроме того, происходит знакомство школьников с преподавателями, с программой обучения. В этот день ребята могут получить книги, по которым будут учиться, тетради и ручки. Все это дает государство.  

— Учебному году, как правило, предшествует серьезная подготовительная работа…

— Недавно по белорусскому телевидению была передача по подготовке школ к учебному году. Рассказывали о проверках, ремонте школ. На Кубе накануне 1 сентября те же заботы. Причем складывается впечатление, что другая жизнь как будто замирает. Вся страна работает на то, чтобы средние учебные заведения были в порядке. Ремонтируют, красят… Если нужно, строители работают и ночью. Ежегодно в 800—900 школах проводится капитальный ремонт. Кроме обновленных стен, а иногда и новых корпусов, там появляются аудитории с новым оборудованием. Например, компьютерные классы. В целом в школах становится больше техники: компьютеров, телевизоров, видеомагнитофонов, которые используются на всех уровнях преподавания. Например, в дошкольных, начальных и средних учебных заведениях, включая все сельские школы, насчитывается более 50 тысяч компьютеров. Цель одна — рост качества образования. Кстати, согласно проведенным недавно исследованиям среди стран Латинской Америки, кубинские школьники показали самый высокий уровень знаний по математике и литературе. 

— Повышение качества образования – проблема, над которой работает и Беларусь. И не последнюю роль здесь играют учебные материалы, по которым учатся школьники. В этом году упор делается на разработку так называемых УМК – учебно-методических комплексов, куда входят учебные пособия для учителя и школьника, рабочая тетрадь и аудиокассеты. По каким учебникам учатся кубинские ребята?

— В последнее время Куба также активно работает над повышением качества учебной литературы. Следует отметить, что все учебники написаны кубинскими авторами, разве что могут быть отпечатаны за пределами страны. Но в основном и полиграфия также отечественная. 

Кроме того, в последнее время в учебном процессе широко используются видеоматериалы, а также обучающие программы, которые транслируют два канала кубинского телевидения. Предназначены они как для младших, так и для старших школьников. Занятия проходят следующим образом: ребята смотрят передачу, а потом могут задать вопрос присутствующему в аудитории учителю. Такие уроки хороши тем, что по телевизору можно показать, скажем, устройство самого сложного прибора и т.д. Более того, доступ к таким урокам получают и сельские школьники. И те, кто, скажем, болеет и находится дома. 

— На Кубе обязательное 12-летнее образование?

— Да. Если раньше речь шла лишь об обязательном базовом образовании, сегодня правительство поставило задачу, чтобы все школьники получали общее среднее двенадцатилетнее образование. К слову, структура среднего образования делится на начальную, базовую и доуниверситетскую школы. Кстати, последний период, а это 10—12-е классы, ребята на Кубе обязательно обучаются в интернатах. Считается, что такая среда, умение жить в коллективе, общение со сверстниками им только на пользу. Здесь школьники не только грызут гранит знаний, но и учатся работать на земле, выращивать разные культуры. Если 10-е и 11-е классы получают базовую подготовку по всем предметам, то в 12-м происходит деление на специализации по 4 направлениям в зависимости от того типа высшего образования, которое в будущем хочет получить ученик. К первой группе относятся медицина, сельское хозяйство, биология и физкультура, ко второй — технические, естественные науки и математика, к третьей — социальные, гуманитарные и экономические науки, к четвертой – педагогика. 

Что касается детей, страдающих умственными и физическими недостатками, все они также в обязательном порядке получают образование. С этой целью разработаны специальные учебные программы, техника. В частности, для слепых за границей покупаются дорогостоящие устройства для письма. С ребятами-инвалидами в зависимости от их состояния занятия проводятся либо в специальных школах, либо на дому. Так, если есть необходимость, преподаватель проведет урок прямо у больничной койки. Впрочем, те, кто не отстает в развитии и может перемещаться самостоятельно, занимаются в обычной школе. 

— Не сталкиваетесь ли вы с такой проблемой, как нехватка преподавателей в сельских школах? И как она решается?

— У нас другая проблема. В провинции преподавателей, как правило, достаточно. А вот в Гаване их не всегда хватает. Поэтому зачастую приходится приглашать студентов на учебу в столицу из других областей, чтобы впоследствии они оставались там преподавать. Конечно, государство принимает участие в их судьбе, помогает решить жилищную и другие проблемы.  

— Знаю, что кубинцы – заботливые родители. Какое участие они принимают в учебном процессе?

— Самое непосредственное. В первую очередь, конечно, помогают своим детям с выполнением уроков – учебные программы постоянно усложняются. Кроме того, родители принимают активное участие в подготовке школ к учебному году. В частности, в благоустройстве школьной территории. А если их дети отправляются в пионерские лагеря, не только выезжают заранее, чтобы проверить готовность учреждений и навести там необходимый порядок, но и могут остаться на всю смену в качестве добровольных помощников педагогов по вопросам безопасности. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter