Уроки противостояния

Строить ЕЭП будет выгодно всем его участникам

Строить ЕЭП будет выгодно всем его участникам

Мнения политологов и экономистов касательно того, что апогей политического кризиса в отношениях между Беларусью и Россией придется на конец года, оказались несостоятельными. Вопреки мрачным прогнозам, Минск и Москва помирились, предварительные договоренности по нефтегазовым вопросам достигнуты, ставить палки в колеса в ходе избирательной кампании никто не собирается. Вопрос только в том, удастся ли сторонам что-нибудь вынести из ожесточенной риторики и сделать правильные для себя выводы.

О том, какими они могли бы быть, корреспонденту «Р» рассказал один из самых известных российских экономистов — директор Института проблем глобализации
(ИПРОГ) Михаил Делягин
(на снимке).

— Михаил Геннадьевич, в одном из своих выступлений в прессе вы отметили: Россия не сможет экономически существовать без партнеров по СНГ — Беларуси, Украины, Казахстана. Почему?

— Зависимость России от других стран бывшего Союза заключается в том, что ранее страна была частью единого организма. Если у человека отделить какую-то часть тела, существовать ему будет непросто. То же самое можно сказать и про страну, экономика которой, несмотря на трансформации, оказалась тесно увязана с экономиками стран-партнеров. Что касается зависимости российской экономики от конкретно белорусской, то речь идет, разумеется, в большей степени о транзите. Но на нем все отнюдь не замыкается. Существуют и другие факторы: такие, например, как белорусские нефтеперерабатывающие заводы, а также машиностроение. Ведь Беларусь — единственная страна на постсоветском пространстве, где эта отрасль не только прекрасно сохранилась, но была основательно модернизирована и вполне успешно функционирует. Если переходить к макрорегиональному уровню, то здесь тоже не все так однозначно. Для того чтобы нормально участвовать в глобальной конкуренции, России необходимо иметь большое количество населения и по возможности населения однородного. И 140 млн. россиян для этого совершенно недостаточно. Если к ним добавить 43 млн. украинцев, 9 млн. белорусов и 15 млн. казахов, то получается уже что-то.

Кроме того, у стран СНГ существуют культурные особенности, которые неплохо было бы культивировать в России. Казахстан, например, лучше всех и дальше всех государств региона прошел по пути модернизации. Украина — страна, где в первозданном виде поддерживается демократия, а в Беларуси почти нет коррупции. У белорусов, разумеется, на этот счет будет свое мнение, ваш уровень мздоимства по сравнению с российским можно назвать просто детским садом. Кроме того, в Беларуси сохранилась трудовая культура, чего, кстати, нет больше ни в одном государстве СНГ. У вас некоррумпированное и осмысленное государство.

— Иными словами, России есть чему поучиться у Беларуси?

— Совершенно верно. В частности, Россия не может существовать еще без одной особенности, которая есть в вашем государстве, — технологий контроля качества продукции. К примеру, белорусские радиационные нормативы — они даже жестче европейских. Причем мне об этом с восторгом рассказывали европейцы. Конечно, Беларусь в последнее время часто критикуют за отступление от технологий при производстве молочных продуктов, но эти упреки звучат на фоне того, что в России такого понятия, как «контроль качества потребительских товаров», не существует в принципе! В российском магазине можно купить такое, что это употреблять в пищу в принципе будет невозможно! Белорусы же покупают свою колбасу, совершенно не интересуясь, произвели ее в первую смену или в третью. Перед вами такая проблема не стоит — колбаса может быть дорогой и даже невкусной, но она априори не может быть произведена с нарушением технологии.

Хочу задать встречный вопрос: почему летом нынешнего года в вашей стране не горели леса? Очагов возгорания было много, но они тушились на месте. В Москве даже шутка такая ходила: граница лесных пожаров — это государственная граница России и Беларуси.

Кроме того, ваша страна для нас — это пример очень рачительного использования ограниченных ресурсов. Можно сколько угодно переживать на тему более низкого уровня жизни вашего населения по сравнению с москвичами, но, имея весьма небогатые залежи полезных ископаемых, ваше государство умудряется многие макроэкономические параметры выдерживать на гораздо более высоком качественном уровне.

— Белорусская оппозиция с вами вряд ли согласилась бы...

— Знаете, я в свое время сопоставил основные статистические показатели, которые предоставили Росстат и Белстат. Просто взял — и сравнил. Выяснилось, что по 23 основным параметрам ваша страна серьезно опережает нашу. Белорусские оппозиционеры тут же устроили по этому случаю истерику и, оппонируя мне, 4 параметра все-таки отстояли. Но все равно получилось, что Беларусь опережает Россию «только» по 19 параметрам, среди которых такие, как динамика экономического роста, динамика производства, урожайность пшеницы. Кстати, почему по последнему показателю Беларусь опережает Россию – загадка нашего времени. Когда во времена Союза БССР опережала РСФСР по урожайности пшеницы — это было одно. В те времена ее разве что под Мурманском не сеяли. Но то, что Беларусь по этому параметру лидирует сегодня, объяснить просто невозможно. Ведь у России есть Кубань, Ставрополь, Алтай, а у Беларуси, кроме Брестской области, высокоурожайные регионы отсутствуют. Думаю, что все дело в технологиях и в удачном их применении.

Я очень люблю дискутировать с вашей оппозицией. Некоторые из моих постоянных оппонентов даже в качестве кандидатов участвуют в президентских выборах. К примеру, одна дискуссия сопровождалась филиппиками, что, дескать, белорусское машиностроение малоэффективное. Я в таком случае говорю: скажите спасибо, что оно у вас вообще есть. При том, что рядом в этом направлении работают такие сверхдержавы, как Франция или Германия, Беларусь может гордиться наличием эффективно работающей конкурентоспособной отрасли. Оппозиция продолжает: в Беларуси неэффективно работающее сельское хозяйство. Да, соглашусь, оно дотируется государством, но на фоне соседей выглядит очень даже внушительно.

— Вы отмечали, что без Беларуси Россия не сможет стать европейской страной. Что вы имели в виду?

— Ключевые проблемы развития России – это борьба с коррупцией, а также переустройство и оздоровление государства. Можно спокойно брать Беларусь пусть не в качестве образца, так хотя бы в качестве примера.

— Как вы считаете, в чем истинная причина политического кризиса, имевшего место в отношениях Беларуси и России?

— Есть два фактора: экономический и политический. Первый появился благодаря группе наших «микки-маусов» от бизнеса. Они обнаружили, что под боком в ближнем зарубежье есть «бесхозные» нефтеперерабатывающие заводы, которые не принадлежат ни Ротшильду, ни Дерипаске, ни Абрамовичу, а только государству. Значит, надо брать! И страшно удивились, когда Беларусь отказалась их отдавать за бесценок, ссылаясь на суверенитет.

Политический фактор заключается в подписании документов по Таможенному союзу. Как известно, интеграция трех стран в единое экономическое пространство – это проект, работать над которым начинал еще Владимир Путин. А в России сегодня разворачивается конкуренция: кто из двух нынешних руководителей страны станет президентом в 2012 году. В Кремле родилась превосходная идея: надо срочно завалить этот проект Путина, чтобы как новатор и интегратор он выглядел недостойно. Вряд ли это была идея конкретно Медведева, но, несомненно, родилась она в его ближайшем окружении, как и команда снять фильм «Крестный батька». Видно, что его клепали буквально за час, на коленке, чтобы успеть показать перед подписанием договоров по Таможенному союзу. Была надежда, что Александр Лукашенко, оценив это «творчество», забастует и откажется ставить подпись под документом. Провокаторы рассчитывали, что при этом он еще и скажет что-нибудь нелицеприятное, и тогда у России тоже появится возможность не подписывать документы. Но ваш Президент скрепя сердце приехал, документ подписал, чем порушил все планы. А вторая и последующие серии «Крестного батьки» появились уже потому, что на них были выделены деньги, которые нужно было освоить.

Есть еще один фактор: когда при позднем Ельцине возникла мимолетная идея строить Союзное государство Беларуси и России с единым административным аппаратом, наша страна сама отказалась от нее. Российский президент возглавил бы новообразование, белорусский стал бы вице-президентом. Но Ельцин тогда так и сказал: «Насколько велики у меня шансы при некоррумпированной белорусской власти продержаться на посту президента хотя бы месяц»? Прошло 10 с лишним лет, но до сих пор мысль о том, что в рамках Союзного государства может сложиться общая система власти и Лукашенко сможет баллотироваться на территории Российской Федерации, для нашей правящей тусовки — это сущий кошмар. Тем более что россияне стали больше ездить по миру, в том числе и к вам, и прекрасно понимают, что Беларусь — страна небогатая, но только потому, что нет нефти. Во всем остальном там порядок. Россияне сразу же обращают внимание на наличие социальной сферы, на нормальную систему здравоохранения, образования. Они видят сохранение сельского хозяйства, порядок на улицах. Они, в конце концов, видят милиционеров в начищенных ботинках и разглаженных брюках, к которым можно подойти на улице и задать вопрос, потому что у них человеческое выражение лица.

Да, популярность вашего Президента в России достаточно высока. И, разумеется, не всем это по душе.

Фото: Александр БЕНЬКО, «Р»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter