Михаил Захаренко и его зеленое фермерство

Уроки природоведения

Мимо усадьбы Михаила Захаренко в д. Новый Двор точно не пройдешь. Здесь все привлекает внимание: и встречающий гостей деревянный мудрец, и железный дровосек, к слову, долгое время красовавшийся у столичного ГУМа…


Внутри и вовсе теряешь счет диковинкам: зеркальный лабиринт и мусорный мини-заводик, сундук желаний и музей пивоварения, зал средневековых доспехов и выставленная на обозрение… почва. За стеклом — три образца грунта, взятые с полей, обрабатываемых по интенсивной, органической и пермакультурной технологиям. И сразу понимаешь, что при третьей слой гумуса заметно больше.

Надо сказать, что на усадьбе все сделано руками самого хозяина. А задумывалось все изначально как экскурс в природу. Михаил здесь и проводит экологические уроки для ребят в виде модного нынче квеста, но от этого их значимость нисколько не умаляется. Ведь другой запасной планеты, как говорит он сам, у нас нет и не будет. 

Захаренко давно занимается зеленым фермерством. Да и название хозяйства тому подтверждение — «Эколэнд». Никакой «химии» не использует, исключительно органические удобрения, в том числе и вермикомпост.

Червь-старатель

Надо сказать, что на 17 сотках все продумано и сделано с максимальной эффективностью. Тот же червячник устроен под клетками с декоративными кроликами. И надо сказать, что это идеальное сочетание. Сразу решаются две задачи: переработка органики и устранение запаха. 

Пристройка примыкает к дому, но только когда зайдешь во внутрь крольчатника, понимаешь, что здесь царство ушастых. Их десять разных видов: ровно столько и значится в Беларуси.

Клетки установлены в три яруса, и под каждой — лоточки, на которые и просыпается недоеденный корм. А это сено, сухие ветки, комбикорм, зеленая листва… Все это затем идет в червячник. Он заглублен в почву на 30—40 см, а по периметру на несколько сантиметров шире размера самих клеток. Чтобы влажность в червячной гряде была в норме, между землей и органикой насыпано 5 см песка. Лишняя влага уходит, и черви не задыхаются от нехватки кислорода.

Влажность грунта должна быть в пределах 70—80 %. При 30—35 % и ниже активность «калифорнийцев» (а здесь именно эта порода червей) резко замедляется, а при 22 % они и вовсе погибают в течение недели. Хорошо увлажненным считается тот субстрат, с которого при сильном сжатии не стекает вода. Поливать червячник лучше всего утром или вечером и обязательно водой, температура которой не ниже температуры самой гряды. Слишком холодная или слишком теплая вода вызовет у червей стресс и шок, и они перестанут питаться и размножаться.

Михаил кормит их каждые 7—10 дней, строго следя за тем, чтобы непереработанные отходы не накапливались. Корм вносит постепенно, наслаивая его по 5—10 см на гряду, не забывая об умеренном увлажнении. В сутки же червь съедает корма столько, сколько весит сам, — до 1,1 г.

Любой червячник в обязательном порядке должен быть рыхлым, в меру влажным и обязательно проветриваемым. Если слишком уплотнится, можно слегка расшевелить гряду вилами с тупыми концами.


Михаил постоянно экспериментирует, приучая червей к тому или иному корму. По двору расставлены большие деревянные бочки. Отличный декор! Но, оказывается, это не что иное, как переносные червячники. В одну идут все кухонные отходы, в другую — собачьи-кошачьи. К слову, именно они долгое время были проблемой. Хотя червям можно скармливать практически всю органику как сельскохозяйственного, так и промышленного производства. 

Через 4—6 месяцев вермигумус готов. Он черно-бурый, однородный, рыхлый и без запаха. При сжатии рассыпается, а не склеивается в комок. За это время почти в 10 раз увеличится и количество червей. И тогда Михаил переселяет их в большие решетчатые ящики.

В крольчатнике червь и плодится хорошо, и зимой не замерзает. При температуре плюс 6 градусов он перестает питаться, а при плюс 4 впадает в состояние анабиоза. А поскольку почти на 70 % состоит он из воды, то предпочитает зарываться поглубже в грунт, куда мороз не проникает.


Вместе с почвой червь поглощает огромное число растительных остатков, микробов, грибов, водорослей и нематод. Переваривая, уничтожает их, формируя гумусные вещества, которые и выбрасывает в виде экскрементов, или копролитов. 

Черви — самые мощные гумусообразователи! Благодаря их стараниям переработанный грунт обеззараживается, становясь более плодородным. Создать так быстро гумус другими способами пока невозможно. 

Пряно-высотные грядки 

Михаил выращивает сотни трав, купажирует ими чаи и экспериментирует с приправами. Так, необычные специи получаются из листа и корня лесного пастернака, дикого конского щавеля. Есть и сборные составы. Надо сказать, что на усадьбе нет ни одного укромного места, где бы не росли пряные травы. К тому же большинство из них неприхотливы в уходе.

Горчица, хрен и базилик больше подойдут тем, кто предпочитает острые блюда. Мята, иссоп, змееголовник, чабер — более мягкие и душистые. Анис, тмин, фенхель, укроп, кориандр, любисток, ягоды можжевельника — для гурманов.

Зубровка, оказывается, лучше всего растет в полутени. Поэтому ее и «прописали» под плакучей ивой. Больше всего аромата напитывает душица, высаженная рядом с хвойными культурами.

Пряных растений здесь немало. Одной только мяты с десяток видов. Она одинаково хороша и к мясу, и в чай. Причем приправлять еду можно как свежими, так и сушеными листьями. Но поскольку мята быстро разрастается, все же не помешает огородить кустик вкопанными в почву досками или шифером.

Несмотря на то что мята любит открытые пространства, она прекрасно растет и под кроной деревьев. И тогда можно забыть о сорняках, зато всегда под рукой будут нежные и освежающие листья. А как ароматна мелисса, или лимонная мята! 

Разным не только цветом (от светло-зеленого до фиолетового), но и ароматом радует и базилик. Да и на грядке смотрится очень эффектно. Вкус же у него пряный, вначале сладковатый, а затем с легкой горчинкой. Поэтому и неудивительно, что порошок из базилика Михаилу отлично заменяет перец. 

Пряный и слегка жгучий вкус и у майорана. Но с ним надо быть поаккуратнее: очень легко испортить готовое блюдо. Майоран отлично сочетается с тимьяном. И выращивать их (как и базилик) лучше на солнце: в затенении они теряют часть своих ароматов. А использовать их можно вместо соли. 

Любисток, думаю, знаком многим. Но знаете ли вы, что его листья в сушеном и перемолотом виде гораздо ароматнее, чем в свежем? Заваривают его и как чай.

Почва как экспонат.

Надо сказать, что чайная тема в «Эколэнде» в почете. А начиналось все с ферментации кипрея, или иван-чая. Для этого у Михаила есть различные приспособления: и электрические, и ручные. Взять хотя бы деревянный круг диаметром 45 см с расходящимися углублениями-лучами глубиной и шириной 8 мм. Вроде бы ничего замысловатого, а лист скручивает отменно. Всего-то и надо насыпать провяленные растения в небольшую салатницу, перевернуть ее и… водить по дощатому кругу. К слову, его можно вырезать из лиственных пород дерева или толстой фанеры.

Михаил делает чаи разных цветов: зеленого, желтого, черного. Все зависит от времени самой ферментации. Точно так же сминает и сушит листья различных плодово-ягодных культур. Особенно ароматны вишневые и земляничные. 

По-своему уникальным получается и ржаной квас. Но для большей пользы и вкуса Захаренко добавляет в него еще ферментированные листья кипрея, мяты, мелиссы, шалфея, чабера: 1 ст. л. на 1 л кваса. Все оно вместе бродит, и получается квас, похожий на сбитень. Готовит и крем-мед. 

Black-чеснок

Фирменное же блюдо — ферментированный чеснок. Приготовить такой черный овощ можно по-разному. Михаил, к примеру, приспособил под это дело медицинский стерилизатор, установив на нем датчики температуры и влажности. Чтобы из луковиц ушла лишняя влага, они потемнели, усохли и приобрели свои уникальные свойства, необходимо держать их месяц (!) при температуре плюс 60—70 градусов (ни больше и ни меньше) и влажности 60 %.
Пергола для огурца.

Как вариант сушка в духовке в течение 2—3 дней при температуре плюс 130—140 градусов. Но перед этим каждую головку надо завернуть в фольгу. Результат немного отличается от классического, тем не менее чеснок ферментируется. Также можно использовать мультиварку, но работать она должна все те же 30 дней. Режим самый простой — «Подогрев» при плюс 60—80 градусах. Если аппарат автоматически выключается, его перезапускают, не позволяя головкам остыть.

Благодаря ферментации чеснок теряет специфические запах и жгучесть, но при этом становится намного полезнее. Black-чеснок — отличная профилактика ОРЗ, простудных и вирусных заболеваний. По вкусу такой «состаренный» овощ больше похож на конфеты или мармелад. Михаилу его сладковатые оттенки напоминают вкус сухофруктов (чернослива, в частности) и бобов кэроба. 

Необычный в «Эколэнд» и огород: все грядки приподняты. И никакого моно: только соседство! Все, как в природе. Клубника с чесноком (оно и понятно), огурец с мангольдом, пастернак с салатом… И глазу приятно (столько красок!), и культурам на пользу.

Для огурца отведены вообще отдельные апартаменты: пергола-шкаф. Очень удобно укрывать в случае непогоды. И ­урожаи — на зависть, причем всех культур. Да и как же иначе, если грядки из вермикомпоста. 
Доска для скручивания листьев.

Мелкий рогатый скот

Улитками Захаренко занимается уже более 5 лет. Вначале они жили в специальном вольере, но потом переехали… в лес. В полукилометре от своего участка Михаил обнаружил огромную естественную популяцию виноградной улитки. Чтобы убедиться в ее «породности», пару экземпляров отнес в один из НИИ Академии наук. Там и подтвердили, что это самый что ни на есть белорусский абориген, завезенный (по одной из легенд) графом Прушинским. И сегодня этот участок внесен в госреестр как ареал естественного обитания виноградной улитки.

Сам участок слегка в низине, и, чтобы улиткам было еще комфортнее, площадку Михаил слегка углубил, подсеял травы (в том числе и пряные) и расставил дощатые «крыши». Получилось отличное убежище от птиц и жары. Уникальность подхода в том, что условия на ферме близки к природным, где рост и размножение улиток зависят только от погодных условий.

Поскольку эти моллюски — ночные животные, то прямого солнечного света не любят. Днем они теряют активность и закапываются в землю. Летом, в жаркую и сухую погоду, как правило, впадают в короткую летнюю спячку до похолодания и наступления более сырой погоды. Некоторые улитки застывают группами на стволах деревьев или стенах. Они приклеивают себя к поверхности, как бы закрывая доступ внутрь раковины.

Зимняя спячка более продолжительная. С приходом осенних холодов виноградная улитка, готовя себе убежище, выкапывает в земле ямку, куда и залегает на зиму. Известны случаи, когда моллюски «оживали» через несколько лет вынужденного покоя.

Главное при разведении улиток — создать комфортные для них условия. В первую очередь температурные — не выше плюс 23 градусов. В противном случае с потомством они торопиться не будут. Поэтому их садки и должны быть притенены. А чтобы затенение было максимальным, Михаил решетчатые щиты высотой 60—90 см расставил «домиком» под углом к земле. 

Улиточная ферма.

Часть улиток и очищенных раковин Михаил скармливает домашней птице. Измельчает, высушивает и смешивает с кормом 1:10. Учитывая высокое содержание в раковине кальция, значительно увеличивается яйценоскость  кур. 

Надо сказать, что у пернатых рацион еще тот! Захаренко специально заказал спектральный анализ моллюсков. Обратите внимание на таблицу.


Конечно, как деликатес улитки в меню и у самого Михаила. Чаще всего готовит эскарго, а еще маринует. Но перед этим специально откармливает моллюсков пряными травами, чтобы и у мяса был травяной аромат. В Древнем Риме улиток еще поили вином и пивом. Римские легионы брали их с собой в походы в качестве «живых» консервов. Немецкие монахи выращивали на капустных грядках. Англичане же называли «стенная рыба». По вкусу мясо улитки — нечто среднее между курятиной и грибами. Считается, что самые вкусные моллюски весной и в первой половине лета. В мясе улиток почти в 1,5 раза больше белка, чем в курином яйце. 

Планов и на этот год у Михаила немало: обустроить улиточную ферму, построить «Дом ­аиста», расширить червячник и построить «Гигантский муравейник». Заметьте, что все эти задачи с экологическим уклоном. Пока жива земля, живы будем и мы.

ПРИЯТНОГО ­АППЕТИТА

Улитки маринованные

300 г улиток тщательно промойте, выложите в кастрюлю с уже кипящей водой и проварите на очень слабом огне 30 минут. Затем откиньте на дуршлаг и дайте воде полностью стечь.

Чтобы приготовить заливку, в 100 мл соевого соуса добавьте 10 мл 9‑процентного уксуса, 60 мл белого вина, 20 г мелко рубленного острого перца чили, 5 зубчиков чеснока, 5 г сахара, по 10 г измельченного розмарина, тимьяна или чабреца. 

Маринад перемешайте и выложите в него улиток. Смесь должна полностью их покрывать. Оставьте моллюсков в маринаде на сутки, не забывая периодически помешивать, чтобы как следует пропитались. 

Затем выложите на блюдо, полейте лимонным соком и подавайте на стол, украсив дольками лимона и зеленью.

Ржаной квас

На 1 л воды — 1 стакан ржаного солода, 10 г дрожжей, 100 г сахара. Вскипятите воду в эмалированной кастрюле, всыпьте ржаной солод и дайте постоять 2,5 часа. Затем слейте солод в стеклянную посуду, засыпьте сахар, добавьте разведенные дрожжи и поставьте в прохладное место на 7 часов.

sad@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter