Базовые ценности проходят переоценку

Уроки пандемии

На этой планете, вероятно, не осталось ни одного человека, который не слышал бы про коронавирус. Пандемия серьезно изменила нашу действительность, и эксперты уже вовсю соревнуются в оценках ее последствий: экономисты вычисляют процент, на который снизится ВВП, а психологи подсчитывают количество людей, которые столкнутся после самоизоляции с посттравматическим стрессовым расстройством. Наверное, мир уже никогда не будет прежним. Однако для того чтобы оценить реальный «размер бедствия», потребуется время — большое видится на расстоянии. Поделюсь некоторыми наблюдениями как социолог — исследователь, профессионально изучающий общество и общественные отношения


Коронавирус заставил нас пересмотреть приоритеты — совершить так называемую переоценку ценностей. Пандемия и меры по борьбе с ней изменили привычное течение жизни, под угрозой оказались наши базовые потребности: безопасность и социальные связи. В результате мы стали больше ценить и предпринимать конкретные меры по сохранению своего здоровья, осознали, какую важную роль в нашей жизни играют друзья и родные, почувствовали, насколько тяжела социальная изоляция. Здоровье стало самым популярным пожеланием на день рождения. Возросла значимость живого общения с близкими (да и вообще с людьми!), а чрезмерное потребление, материальный комфорт и вместе с ними патологический индивидуализм отошли на второй план в системе человеческих ценностей (надолго ли?).

Ценности и потребности во многом определяют человеческое поведение, поэтому их изменение вследствие пандемии оказывает существенное влияние на действия людей, их образ жизни. Остановлюсь на нескольких, на мой взгляд, наиболее очевидных уроках, которые преподал нам COVID-19.

Первый урок — это урок самоорганизации и взаимопомощи. Несмотря на необходимость социального дистанцирования, физического удаления, мне кажется, мы стали ближе. Эта близость не физическая, механическая, а органическая — потребность друг в друге. Мы поняли, что вместе пройти этот сложный этап будет проще. Мы стали больше заботиться о своих близких, родных, все вместе пытаемся помочь истинным героям нашего времени — работникам системы здравоохранения.

Необходимость противостоять коронавирусу и его последствиям вынуждает людей организовываться и помогать друг другу. За пару месяцев мы увидели много примеров такой самоорганизации, причем абсолютно разного масштаба. Это и простая (но очень ценная) помощь пожилым соседям в приобретении продуктов, снабжение медиков бесплатными обедами, пошив для них защитных масок и комбинезонов, сбор средств и приобретение других необходимых товаров для системы здравоохранения. И это не единичные примеры, а системная работа, в которую в той или иной степени вовлечены сотни и тысячи человек. Чтобы справиться с экономическими последствиями коронавируса, самоорганизовываться начал и бизнес (один из примеров — создание в апреле Ассоциации рестораторов Беларуси).

Второй урок — это урок критического мышления. Сегодня человек сталкивается с огромным объемом разнообразной информации, очень часто крайне противоречивой. Поэтому постоянно приходится делать нелегкий выбор: доверять или не доверять? Особенно очевидно эта ситуация проявилась в условиях пандемии. Медийное пространство пестрит мнениями врачей и ученых, политиков и простых обывателей: одни указывают на существенную опасность вируса, а другие его вообще не замечают. Публикуется разно­образная статистика: число выполненных тестов, данные о заболеваемости и осложнениях, уровень летальности и т. д. Обилие цифр не только не проясняет понимания, но еще больше запутывает. Людям крайне тяжело ориентироваться в этом информационном хаосе. Однако инстинкт самосохранения, желание уберечь себя заставляют думать и сомневаться, проверять данные, анализировать и делать выводы.

Третий урок — это урок социальной ответственности. Ответственность за свое поведение, свою жизнь и жизнь своих близких. Существуют рекомендации по профилактике распространения COVID-19. Кому-то они нравятся, кому-то — нет. Кто-то считает их недостаточными, а кто-то излишними. Но каждый человек сам определяет свое поведение, делает свой выбор: самоизолироваться или активно передвигаться, идти в ресторан или выпить кофе дома, надевать маску и перчатки или нет, общаться с возрастными родными вживую или позвонить и помочь с самым необходимым удаленно. Каждый человек самостоятельно делает свой выбор и принимает на себя ответственность за результат.

Четвертый урок — урок рацио­нальности. Оказавшись в новой реальности, мы переосмыслили не только свои духовные потребности, но и материальные. Соблюдая социальную дистанцию, люди стали заметно меньше ходить в магазины, торговые центры и на время вырвались из плена бездумного потребления. Мы увидели, какие вещи нам действительно нужны, а от каких можно с легкостью отказаться, какие покупки нам навязали маркетологи, а в каких мы испытываем реальную потребность. Действительно ли нам нужны три пары кроссовок и четыре сорочки или мы можем успешно обойтись меньшим количеством вещей. Где грань разумного потребления?

Свои расходы пересмотрел и бизнес, некоторые предприниматели уже задумываются, так ли необходим им офис или можно эффективно организовать работу сотрудников удаленно.

Пятый урок — это урок отложенного удовольствия. Я думаю, многие слышали про зефирный тест, когда дошкольникам предлагали выбор между небольшой наградой — зефиром, предоставленным немедленно, и увеличенным вдвое вознаграждением, если дети смогут подождать его 15 минут. Последующие наблюдения показали, что ребята, которые были в состоянии дождаться увеличенной награды, были в перспективе более успешны в жизни.

Сегодня мы тоже проходим такой тест, и многие из нас учатся откладывать удовольствие на «после коронавируса», когда ситуация нормализуется. Надеюсь, что «уроки пандемии» сделают нашу жизнь благополучнее, а всех нас — успешнее.

Владимир Литвинович,  кандидат социологических наук

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter