О шарлатанстве псевдонаучном и политическом

Уроки «Мертвых душ»

Дистанционное образование нынче в моде. Что же, предлагаю подтянуть свои знания в классической литературе. Помните, с чего вдруг Чичиков решил пуститься во все тяжкие своей эпопеи с приобретательством мертвых душ? Конечно, идею ему подкинул один пройдоха-чиновник. Но главное, тогда по империи только прокатилась эпидемия холеры. И Павел Иванович заключил: «Народу вымерло, слава богу, немало...» Действительно, эпидемии во все времена давали широкое раздолье для разного рода мошенников.

Наверняка у Чичикова афера выгорела бы и принесла ему, по скромным подсчетам, не менее 200 тысяч рублей (огромная по тем временам сумма), если бы не словоохотливый Ноздрев да две дамы: приятная во всех отношениях и просто приятная. Чем вам не блогеры или гражданские активисты образца первой половины XIX века?

Гоголь знал о чем писал. С прохвостами он сталкивался не раз. Как и его друг Виссарион Белинский. Основатель русской литературной критики был человеком горячего нрава и крайне болезненной натуры. Страдая от туберкулеза, молодой еще человек отчаянно боролся за жизнь. И порой оказывался в руках шарлатанов. Были в этом списке и немецкий доктор Цемплин, и француз Тира де Мальмор. Пациенты поначалу смотрели на них с благоговением, поскольку те предлагали средства от самых неизлечимых болезней. Но потом, не получив долгожданного (и, надо сказать, дорогостоящего) избавления, именовали своих лекарей не иначе как канальями.

Но ведь, кроме околомедицинских махинаций, бывают еще и политические А эти аферы куда опаснее для здоровья, чем иное сомнительное снадобье.

В марте 1919 года от испанского гриппа умер председатель Всероссийского центрального исполнительного комитета Яков Свердлов. Казалось бы, ничего необычного. Испанка тогда свирепствовала по всему миру. Но нет! Как же такой человек мог быть скошен каким-то гриппом?! И тут же распространились слухи, что пламенного революционера до смерти избили некие рабочие-антисемиты в Орле. Дескать, от тех ран он и скончался. А в наше время и вовсе стали утверждать, что своего соратника отравил сам Ленин. Ни одна ни другая версия не имеют ровным счетом никаких подтверждений, но по их мотивам снято уже несколько «документальных» фильмов и написана дюжина «исторических» опусов.

Все эти махинации и фейки не остались забавными анекдотами из литературы или седой старины. И в нынешнюю пандемию уже отмечен не один случай спекуляции масками, продажи «стопроцентного заграничного» средства против коронавируса. Ну а совпадение крупных избирательных кампаний со сложной эпидемиологической ситуацией придает политическому процессу особую остроту и пикантность.

Запросто может появиться этакий современный и на первый взгляд благопристойный «коллежский советник». Только одет он будет не во фрак наваринского пламени с дымом, а в новомодный костюм.

И станет атестовываться доверчивой публике как «пострадавший за правду по службе». А потом окажется, что в послужном списке очередного спасителя Отечества что-нибудь похлеще чичиковской контрабанды брабантских кружев в двойных барашковых тулупчиках. Технологии идут далеко вперед. Иная краудфандинговая площадка может случиться куда как прибыльнее участия в комиссии по благоустройству храма Божия Николаевской эпохи. А результат один и тот же: вырастает на благодатной почве в живописном месте домик гражданской архитектуры. 

Для многих политиков это искусство − приспосабливать обстоятельства под собственные интересы и извлекать личную пользу из всего. Не нами придумано, что политический капитал хорош, когда имеет не менее семи нулей на банковском счету. 

По своей природе шарлатанство псевдонаучное и политическое весьма схожи.

И в одном и в другом случае схемы почти идентичны. Как правило, обещают быстрый и безболезненный способ решить самые насущные проблемы, широко рекламируют свои достижения, которые затем оказываются мыльным пузырем. И хорошо если подсунут просто плацебо, а то ведь может оказаться и какой-нибудь толченый минерал. 

Да и политическая борьба не сильно отличается от похождений того же Чичикова. Он стремился разжиться мертвыми душами для того, чтобы создать себе приличное реноме и добиться более высокого социального статуса. А многие приобретатели от политики ведут такую же охоту, только уже за душами живыми. Но цель то от этого не меняется.

И не важно какого рода может быть очередная «эпидемиологическая махинация»: финансовая, бытовая или политическая. За ней, как правило, все равно скрывается не радение о благе общества, а следование старому наставлению отца Павла Ивановича Чичикова: «Береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете». Так что впору соблюдать гигиену не только противоковидную, но еще и политическую.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter