Директора Миорской СШ № 2 коллеги, родители и ученики уважают за то, что сделал школу одной семьей

Уроки Ханецкого

Руководитель одной из самых больших в районе школ Владимир Ханецкий на посту почти три десятка лет. Как сам признается, тогда еще совсем неопытным (было ему 26) возглавил СШ № 1 в Миорах. Шишек поначалу набил немало, но из неудач извлек уроки. Его жизненное кредо — во всем дойти до истины. Не суетиться, не принимать скоропалительных решений, проявлять дипломатичность, а когда надо — настойчивость и принципиальность. Умение соблюсти баланс профессиональных и человеческих качеств сделали из него, как признаются ученики и учителя, идеального директора. Не только замечательного педагога-физика, уроки которого проходят на одном дыхании, с кем можно отправиться в поход, поучаствовать в велопробеге, но и того, кто всегда подскажет, направит и вдохновит.

— Владимир Викентьевич, вы более двадцати лет возглавляли среднюю школу № 1, теперь руководите СШ № 2, свыше десяти лет избираетесь в состав районного Совета депутатов. Увлекаетесь спортом, неравнодушны к заботам одиноких, стариков. Знаю, что стараетесь помогать проблемным родителям своих учеников. Что в этом перечне самое значимое для вас?


— Какую бы должность ни занимал, какие бы обязанности ни возлагались на меня депутатской работой, везде стараюсь выкладываться по полной. Но считаю, в любых обстоятельствах важнее оставаться человеком. Например, в отношении родителей, детей никогда не принимаю резких решений. Даю себе и второй стороне время, чтобы все взвесить. Время показало: решения, принятые не в горячке, а выстраданные, оправданны, ни для кого не болезненны. Вот вы упомянули поддержку проблемных родителей учеников. Они хоть и взрослые, но иногда их нужно подтолкнуть. Если есть вакансия в школе, предлагаю трудоустроиться. Многие исправляются. Были случаи, когда к нам переходили из других школ, скажем так, хулиганистые ребята. И все они у нас оставались. Не знаю, с чем связано. Может, стечение обстоятельств, а может, среда благоприятна для ребенка. Ни разу не пожалел, что кого-то взял, помог. Да и люди благодарны. Это чувствуется.

— В школе крепкий и сплоченный коллектив, выпускники поступают в престижные вузы, классы оснащаются современной техникой. Что для вас предмет гордости?

— Ценю и уважаю каждого педагога, ученика, горжусь их личными, профессиональными достижениями. Вы верно отметили: у нас сплоченный коллектив. Этим горжусь особо. Добавлю, школа стала семьей почти для тысячи работников и учеников. У нас ценится командный дух. Между родителями, детьми, учителями взаимопонимание, никогда не приходилось подключать третью сторону. Хватает мудрости, а главное, желания самим разобраться. 

— Как считаете, что важнее: дать ученику набор знаний или воспитать человека-гражданина? 

— Нужен багаж знаний, который можно применить в жизни, нужно, чтобы ребята вышли из школы со сформированной системой ценностей, миропонимания, норм, стереотипов. Чтобы они гордились своей страной. Чтобы понимали: в жизни одних знаний мало — надо стать настоящими людьми. Учителя, которые не только обучают предмету, а воспитывают граждан, — истинные педагоги. Ведь можно даже урок физики построить так, чтобы ученики не только тему поняли, но и обогатились духовно. В наше время, когда различные деструктивные силы ведут борьбу за умы подрастающего поколения, учителю важно выигрывать сражение за каждого ребенка.

— Владимир Викентьевич, почему сейчас стало возможным возмущаться уроками патриотизма, возвращением военруков? Почему, когда исполняется гимн страны, не встают? Есть такие примеры.

— Предположу, что на каком-то этапе в образовании что-то важное упустили. Неправильно объявлять декаду патриотического воспитания, организовывать уроки с элементами патриотизма, а через десять дней забывать об этой теме до следующего напоминания руководства. Можно научить любить Родину только на собственном примере, и об этом надо постоянно помнить. Так, убирая вместе с детьми захоронения погибших в годы войны, воинов-интернацио­налистов, расскажите, кто были эти люди, что они сделали, почему погибли. Или вот субботник надо провести. Ни разу не слышал возмущения: мол, детей эксплуатируют. Потому что объясняю: там, где живем, должно быть красиво. Стыдно, когда по-другому. Никогда в такие моменты ребят не бросаю, вместе с ними работаю от и до.

Вторая причина, вероятно, идет от семьи. Если дома родители скажут, что в школе на правила можно наплевать, все равно будут учить, никуда не денутся, то ребенок и поведет себя соответственно. Как поступать? Объяснить: школа государственная, если что-то не устраивает, любой недовольный вправе учиться в частной. Но в нашей особое, уважительное отношение ко всем атрибутам суверенного государства. Не было конфликтов, связанных с политическими мотивами, в том числе с родителями.

— Как находите взаимопонимание?

— Надо активнее вовлекать общественность в школьные, городские, районные мероприятия. Вот, например, проходил городской патриотический молодежный велопробег. Предложил восьмиклассникам по­участвовать, при этом дал наказ обязательно поставить в известность родителей. Если будут вопросы, говорю, пусть обращаются ко мне. Ни один не позвонил, не сказал, что против. Как решили, таким составом и поехали. Всегда школьники участвуют в городских митингах. Накануне говорю: «Мы приглашены, иду с вами. Мне бы хотелось, чтобы вы были со мной и мы выглядели красиво». Никаких вопросов.


— Соглашусь с тем, что многое идет от семьи. Но как реагировать, если на уроке учитель позволяет высказывания типа «жаль, что немцы в войну не победили»?

— Я такому, будь он даже хороший предметник, сразу предложил бы сменить работу. Подобные высказывания на уроке недопустимы, возмутительны. В школах, конечно, должны знать, чем дышат учителя, какие мысли транслируют, и на деструктивные призывы реагировать радикально.

— Каждый день вы в кругу детей, подростков, ежегодно в школу приходят молодые педагоги. Ценности их меняются?

— Молодежь разная приходит, есть увлеченные ребята. Вообще, те, кто идет в школу, вряд ли гонятся за большим рублем. Их ведет призвание. Ребята думающие, рассудительные, ищущие. Так что не скажу, чтобы нынешние двадцатилетние кардинально отличались от сверстников, которые жили, допустим, лет двадцать назад. Физику преподаю в старших классах. Всех ребят вижу насквозь, знаю, чем дышит каждый. Может, это связано с нашим миорским менталитетом, но нет у детей агрессии, развито чувство локтя. Единственное — к выбору профессии относятся очень серьезно. И это, на мой взгляд, неплохо.

— Живем в непростое время, когда белое пытаются сделать черным, расшатать народ, навязать сомнительных героев…

— Вижу, что происходит, и очень переживаю. Уверен, сможем справиться с этой опасностью. В такие периоды возрастает роль учителя, который должен помочь ребенку (а если надо, то и его родителям) не оступиться, не наделать ошибок. Рассказать, что истинные герои — те, кто добросовестно делает свою работу, исполняет воинский долг. Они создают, а не разрушают, объединяют, а не вносят раздор, пашут землю, а не выходят на митинги. 

veselukha@sb.by

Фото Казимира БЛАЖЕВИЧА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter