Уроки и экзамен

На контроле у Президента

На контроле у Президента


Две недели назад А.Лукашенко поручил Администрации Президента оперативно докладывать о финансовом состоянии предприятий, динамике складских запасов. Вчера заместитель Главы Администрации Леонид Анфимов вместе с журналистами изучал ситуацию на одном из крупнейших заводов страны — БелАЗе.


Гендиректор предприятия Петр Пархомчик, встретивший нас у проходной, излучал определенный, хоть и очень сдержанный, оптимизм. Да, трудности со сбытом серьезные, традиционные рынки России и Украины (куда в прошлом году было отгружено продукции на 400 млн. долларов) резко «просели» — следовало из слов руководителя. Но, несмотря на сложности, удалось сохранить более чем двенадцатитысячный коллектив БелАЗа. Зарплата (в среднем — 1 млн. 100 тыс. рублей) выплачивается вовремя. «Все пункты коллективного договора исполняются», — заверил Петр Пархомчик. Массовых увольнений, как на конкурирующей американской компании «Катерпиллер», на БелАЗе не случилось.


Это, безусловно, следует записать в актив и заводского руководства, и государства в целом. Но есть у каждого явления и оборотная сторона. Реализация продукции упала, объемы производства сократились. Кризис больно ударил по т.н. малому конвейеру предприятия, с которого сходят карьерные самосвалы небольшой грузоподъемности. Выпуск этой техники снизился почти наполовину. В то же время штат БелАЗа остался прежним. То есть затраты на единицу продукции автоматически выросли. Тем временем конкуренты, наоборот, режут (порой нещадно) свои расходы... Сегодня администрации БелАЗа удается выполнять свои обязательства перед работниками. А какие виды на завтра? Как удержать завод на плаву? Леонид Анфимов детально интересовался финансовыми перспективами.


Петр Пархомчик объяснил, что пока у предприятия есть определенный запас прочности, чтобы конкурировать по цене с «Катерпиллером» и японской «Камацу». А падение выручки на российском и украинском рынках планируется компенсировать финансовыми потоками из дальнего зарубежья. Первые машины отгружены в Австралию. Очень привлекателен чилийский рынок. По расчетам администрации БелАЗа, если удастся потеснить там конкурентов, Чили может заместить до 70 процентов сбыта в Россию. Ведутся переговоры с Индией. Идет подготовка к тендеру в Таиланде. Развивается сотрудничество с Китаем... «Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме продаж приближается к 50 процентам», — с удовлетворением констатирует гендиректор. Сам он недавно вернулся из Узбекистана, а сейчас готовится к полету в далекое африканское государство Зимбабве...


В таком же динамичном стиле работает сейчас весь менеджмент БелАЗа. Но финансовая «отдача» от загранкомандировок последует не сразу. Вход на новый рынок требует времени...


Напрашивается очень простой вопрос. Нельзя ли было раньше развернуть активную работу по освоению новых рынков? Адресовать его можно не только руководству БелАЗа, но и директорам других промпредприятий. Еще не так давно покупатели записывались в очередь за белорусскими товарами. Продукция уходила «со свистом». Казалось, так будет всегда. Зачем ломать голову над сложным понятием «диверсификация», если ближайшие соседи забирают все, что сходит с конвейера... Кризис, однако, показал опасность такого мышления. Рыночная конъюнктура изменчива: бумы сменяются спадами и наоборот. Считать нужно на много ходов вперед, учитывая разные, в том числе и пессимистичные сценарии. Просчеты приходится исправлять в авральном режиме. И не всегда их удается исправить полностью... Таков суровый урок, который кризис преподал нашей промышленности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter