Источник: Знамя юности
Знамя юности

Балерина из Нидерландов Амели ван де Класхорст танцует в минском театре и называет Беларусь вторым домом

Уроки балета и русского

У 21-летней балерины Белорусского государственного музыкального театра необычное тройное имя – Амели Марилена Тэсс. И непривычная нашему уху фамилия – ван де Класхорст. Пять лет назад Амели приехала в Беларусь учиться балету. И уже сейчас называет Минск вторым домом. Отчасти это правда: ее отец – голландец, мать – белоруска. «Знаменка» узнала, как трогательная мечта детства привела уроженку Гааги в нашу страну, сколько стоит выработать дисциплинарную покорность и по какой причине балерина может заблокировать в соцсетях потенциальных ухажеров. 

«Это какой-то прикол?» 

Скажем сразу: к героине известного французского фильма наша Амели не имеет никакого отношения. 

– Это один из самых популярных вопросов. Из-за имени часто думают, что я француженка, – улыбается балерина. – Но разочарую: меня назвали не в честь Амели Пулен. Те, кто не знает, что я иностранка, думают, что это какой-то прикол. Ну а если приходится называть свое полное имя и фамилию (в поликлинике, к примеру), то у людей вообще система ломается. 

В балет Амели пришла из спорта. С трех лет занималась фигурным катанием, была чемпионкой Нидерландов в своей возрастной категории. Но в десять лет поняла, что в спорте ей не хватает… искусства. Амели хотелось играть, примерять образы, выступать перед зрителями: 

– Кто-то скажет: в фигурном катании все это есть. И будут правы. Однако акцент в спорте все же на технику. Посту­пила в Королевскую академию в Гааге. Но проблема в том, что в Нидер­ландах в основном учат модерну. А я хотела танцевать класси­ку, просто влюбилась в нее! По­этому решила уехать туда, где для занятий классическим балетом есть все возможности. 

И она действительно уеха­ла – во Францию, на родину балета. Семья нашла педагога, которая работала в Большом театре России. Так, в 13 лет совершенно одна Амели переехала в пригород Ангулема: 

– Родители отпустили со слезами... При этом они понимали, как для меня это важно. Обучение с проживанием стои­ло несколько тысяч евро в месяц. Мама с папой продали дом, где я выросла, чтобы оплатить учебу. Не понимаю, когда в Беларуси кто-то жалуется на бесплатное образование. В Европе за все нужно платить, а здесь ты не только можешь учиться за счет государства, но и получить рас­пределение. Это же круто! 

Путь воина 

Первые полгода во Франции Амели плакала каждый день. Во-первых, рядом не было родных. Во-вторых, ровесников. В-третьих, русская школа балета построена на принципах властности и требовательности. Но это, уверена Амели, сделало ее только сильнее:

– Педагог говорила: «Чтобы стать балериной, нужн­о многим пожертвовать». Друзь­я, родители, спокойное детст­во – это моя жертва. Балет – искус­ство не для всех. Его нужно люби­ть безоговорочно. Помню многих девочек, которые после первых дней с плачем бросали учебу. Я этим немно­го гордилась: они сбе­жали, а я выдержала. 

С другой стороны, добавляет балерина, 13 лет – такой возраст, когда важно иметь рядо­м друзей: 

– Я приехала в Беларусь, не имея опыта общения со сверстниками. Я буквально училась находить темы для бесед! И до сих пор с людьми по­старше мне гораздо проще, чем с ровесниками. 

Путь балерины – как путь самурая: дорога вечного воздержания. И относится это не только к диетам, уверяет девушка:

– Педагог сформировала мой характер. До этого я была очень мягким домашним ребенком. А еще научила правилам балетного мира. Балет, говорила она, – как игра в шахматы. Чтобы иметь роли, чего-то достигнуть, нужно планировать на пять шагов вперед. Например, учить все партии. Ты можешь выйти на сцену просто потому, что кто-то из коллег заболел. 

А потом случился кризис. Амели вспоминает: 

– Мы с педагогом готовились к конкурсу в Париже. До сих пор не понимаю, как это произошло, но у меня случился эмоциональный срыв. Переволновалась, плакала каждый день, была на пределе… Родители решили: нужно что-то менять. Мама позвонила в Минск в хореографический колледж. На тот момент его худруком была Инесса Душкевич. Мама уговорила ее меня посмотреть. Мы прислали видео, и Инесса Анатольевна сказала: «Приезжайте». 

Страна возможностей 

Других вариантов, кроме Беларуси, семья ван де Класхорст даже не рассматривала.

– Мама переехала в Нидерланды 28 лет назад, но по-прежнему очень любит Беларусь. Здесь спокойно и безопасно, живут бабушка с дедушкой. В 16 лет отправлять ребенка в такие большие города, как Москва или Петербург, небезопасно, – рассуждает Амели.

Первые месяцы учебы в Белорусской хореографической гимназии-колледже осложнял языковой барьер. На тот момент девушка еще плохо говорила по-русски. Не готова она оказалась и к количеству других студентов: 

– Во Франции я была единственной ученицей у педагога. А здесь пришлось принять, что только мной никто заниматься не будет. Нужно смотреть на себя в зеркало, исправлять ошибки самостоятельно. Чуть позже осознала, что количество других девочек вокруг только стимулирует. Хорошо, когда есть конкуренция.

Больше всего Амели впечатлило количество дисциплин. Помимо классического танца, в колледже преподавали характерный танец, дуэт, актерское мастерство, сце­нический макияж… Отдельное преимущество – много практики. Посл­е окончания БГХГК Амел­и попала в балетную труппу музыкаль­ного театра:

– Меня приняли очень тепло. Труппа небольшая, всего 35 человек. Поэтому все друг с другом общаются и все про всех знают. Здесь я чувствую себя комфортно. Мне не на что жаловаться. Главный плюс – у меня есть работа, я могу танцевать. Всю жизнь буду бла­годарна театру за шанс остаться в профессии, возможность выучи­ть новые роли. 

Восточным колоритом «Тысячи и одной ночи» Амели впервые прониклась на белорусской сцене

К слову, о ролях. Сейчас Амели можно увидеть во всех знаковых спектаклях музыкального: «Лебединое озеро», «Тысяча и одна ночь», «Щелкунчик». Сольные партии есть у нее и в концерте классической и современной хореографии Classic and Modern. 

– У белорусских танцовщиков очень балетные ноги: выворотность, подъем… В Нидерландах такие ноги – редкост­ь. Там другие стандарты: важне­е быть более мышечной, чем худо­й. У меня европейские ноги, очень спортивные, при­ходится с этим постоянно боро­ться. Но самое важное в балете – это мозги и вырази­тельность. Если у девочки шикарные ноги, но в голове и сердце пустота, на нее неинтересно смотреть. Артист должен уметь быстро переключаться. Например, моя Марджана в «Тысяче и одной ночи» очень уверенная, роковая. Я в жизни не такая, но на сцене танцую так, как будто она и есть я. 

По родителям и Нидерландам Амели, конечно, скучает. Но Минск тоже стал ее домом:

– Раньше смотрела на Беларусь как на перевалочный пункт. А сейчас, спустя пять лет, люблю не меньше Нидерландов. Иногда, когда грустно, включаю какой-нибудь глупый голландский сериал, который там никогда не стала бы смотреть. Единственное, здесь мне трудно найти друзей. После театра сил не так много, по барам я не хожу. Иногда знакомлюсь с парнями в приложениях. Когда узнают, что я иностранка, спрашивают: «А что ты здесь делаешь? Возвращайся в Европу, там же лучше!» Когда такое пишут, сразу блокирую. Не могу быть с тем, кто не ценит того, что у него есть в Беларуси. 

leonovich@sb.by

Фото из личного архива Амели ван де Класхорст
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter